Статья: Переход от тоталитаризма к демократии в Албании
Маличай Джильда (Албания)
В
политической науке нет единого общепризнанного определения тоталитаризма.
Сходясь в основных подходах и оценках его сущности, разные авторы предлагают
свои определения тоталитаризма, отличающиеся не только словесным выражением, но
и акцентацией составных частей (признаков) этого феномена и количеством самих
признаков. Так, если у Р.Арона и К. Фридриха таких признаков пять, то у
М.Кертиса – тринадцать.
Попытку
систематизировать эти черты в научном плане предприняли К.Фридрих и З.
Бжезинский в работе “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956 г.). Ими были
выделены шесть признаков, присутствие которых, с их точки зрения, позволяло
определять режим как тоталитарный. К числу этих признаков были отнесены
следующие: 1) политическая система опирается на тщательно разработанную
идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества; 2) существует
единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для небольшой
части населения. Партия обладает олигархической структурой и либо переплетается
с государственной бюрократией, либо контролирует ее; 3) управление
осуществляется посредством системы террора, направляемой партией и тайной
полицией; 4) средства массовой информации находятся под жестким контролем
властей; 5) средства вооруженной борьбы монополизированы партией и
правительством; 6) последние контролируют также экономическую жизнь (См.:
Friedrich C.J., Bzezinski Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. – N.Y.,
1965. – P. 15-27).
В
работе Р. Арона “Демократия и тоталитаризм” говорится о следующих основных
признаках тоталитаризма:
1.
Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии
монопольное право на политическую деятельность. [c.178]
2.
Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она
придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной
государственной истины.
3.
Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным
правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его
представители руководят всеми средствами массовой информации — радио,
телевидением, печатью.
4.
Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в
подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство
неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой
отпечаток официальная истина.
5.
В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной
идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу
же превращается в прегрешение идеологическое. Результат – политизация,
идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как
заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.
Исходя
из этих определений, можно сказать, что тоталитаризм – сложное, многогранное,
многообразное явление. Это особый тип репрессивно-террористической диктатуры,
при которой гражданское общество поглощается – конечно, в разных странах в
разной мере, государством, государство – партией, партия – административной
элитой, а элита полностью контролируется вождем. Вождь – идол и масса
идолопоклонников – вот две главных опоры тоталитарного государства,
поддерживающие и обуславливающие друг друга.
Единая
сущность тоталитаризма проявлялась в разных конкретных формах, существовавших,
например в СССР при Сталине, в Германии при Гитлере, в Италии при Муссолини, в
Албании при Энвере Ходже.
Тоталитаризм
не всегда проявляется в своих крайних формах. Другим, более распространенным
типом недемократической системы власти является авторитаризм (от лат. autoritas
– власть). Можно сказать, что авторитаризм – это смягченная форма
тоталитаризма, авторитарные системы власти нередко допускают и используют в
своих целях ограниченный политический плюрализм, сохраняют известную автономию
личности и общества в неполитических сферах. При авторитаризме может
отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством,
образованием, культурой (см.: Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология.
М., 2000. С. 216).
После
второй мировой войны под влиянием СССР в странах Центральной и Юго-Восточной
Европы сложился смешанный, авторитарно – тоталитарный тип политического режима.
Причем соотношение авторитарного и тоталитарного начал в каждом конкретном
случае было различным – в зависимости от наследия предвоенных систем власти и
характера участия конкретной страны в войне (на стороне или против фашистского
блока), от силы движения сопротивления (см.: Политические исследования (Полис),
1995, № 3, с. 100).
Падение
этих недемократических режимов было неожиданно быстрым процессом.
Английский
политолог Л. Уайтхед отмечает, что “несмотря на десятилетний опыт изучения
перехода к демократии в странах авторитарного капиталистического правления”,
западная политическая наука “оказалась не в состоянии предсказать [c.179]
прокатившуюся после 1989 г. по странам бывшего советского блока волну
демократизации” (Политическая наука: новые направления. М., 1999, с.345).
Антикоммунистические
революции, произошедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 19889г.,
имели разные формы: относительно мирной демократической трансформации в Венгрии
и Польше, “бархатных революций” в ГДР, Чехословакии и Болгарии, форму
революционного свержения диктаторского режима в Румынии. В Албании
антикоммунистическая революция приняла смешанную форму – как относительно
мирных действий (массовых демонстраций), так и насильственного, с применением
оружия, свержения диктаторского режима, унаследованного от эпохи сорокалетнего
правления Энвера Ходжи.
Как
сами революции, так и процессы становления демократического строя, т.е.
процессы демократизации, тоже принимают различные формы в зависимости от
конкретных политических и социально-экономических условий каждой страны,
конкретного соотношения сил между теми, кто выступает за демократию и между
теми, кто предпочел бы, по тем или иным причинам, сохранить (или только слегка
модернизировать) старый строй. В самом общем смысле, демократизация означает
процесс политических и социальных изменений, направленных на установление и
укрепление демократического строя (Мадатов А.С. Демократия: сущность и
методологические проблемы исследования. М., 2000. с.57).
На
процессы демократизации в немалой степени влияет и то обстоятельство, какая
конкретная форма или разновидность авторитарно-тоталитарного строя
предшествовала демократизации, какое наследие сокрушается во имя установления
демократического строя. В этой связи выскажем мнение, что
авторитарно-тоталитарный строй (режим) в Албании имеет больше сходства с
аналогичным строем в СССР, чем в других социалистических странах Центральной и
Восточной Европы. Это проявляется в следующем:
1.
В Албании, также как и в СССР, существовала однопартийная система (в ГДР,
Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии была хотя и формальная, но все-таки
многопартийная система). Правда, в Албании, в отличие от СССР, была организация
под названием “Демократический фронт”. Однако коммунистическая Албанская Партия
Труда всегда была единственной руководящей силой Фронта и единственной
политической партией внутри него. Тогда считалось, что “тот факт, что АПТ была
единственной политической партией в стране, помогало лучше осуществить
социалистическую демократию для трудящихся масс после торжества народной
революции” (История Албанской Партии Труда. Тирана, 1981. с. 667).
2.
Подобно тому, как в СССР долгие годы господствовал культ личности Сталина, так
в Албании долгие годы господствовал культ личности Энвера Ходжи. В
заключительной части “Истории Албанской Партии Труда” сказано, что он “является
основателем АПТ и руководит ею с самого начала ее основания на всех
исторических этапах революции. Он внес самый большой вклад в выработку ее
революционной, марксистско-ленинской линии. Своей мудростью, решительностью,
дальновидностью и революционной смелостью товарищ Энвер Ходжа обеспечил
последовательное, революционное проведение в жизнь марксистско-ленинской линии
и норм партии, всегда выводил ее победительницей из всех сложных и трудных
ситуаций. В своих трудах товарищ Энвер Ходжа теоретически, на основе
марксизма-ленинизма, обобщал революционный опыт [c.180] АПТ, внеся тем самым
ценный вклад в дело обогащения марксизма-ленинизма. Энвер Ходжа – самый любимый
учитель и вождь всего албанского народа, сплоченного в стальном единстве вокруг
партии и ее Центрального комитета” (с.687)
Эти
формулировки определяли политическую культуру албанского народа до самого конца
80-х годов.
АПТ
была одной из немногих коммунистических партий, которая не согласилась с
осуждением культа личности Сталина, заявив о “Хрущевском ревизионизме”, и
продолжала демонстративно воздавать хвалу Сталину, “великому учению Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина”.
3.
Как ВКП(б) при Сталине, так и АПТ при Энвере Ходже не допускала никакого
инакомыслия ни в обществе, ни тем более в своих рядах. АПТ все время вела
борьбу против “оппортунизма, сектантства, догматизма, против всех чуждых ей
явлений, против антипартийных групп и элементов”. Слово, точнее кличка,
“троцкист” было таким же ругательным, как и в СССР, и смертельно опасным для
того, кого так называли. Проведенные в 1973-1975 годах один за другим IV-VII
пленумы ЦК АПТ были целиком посвящены борьбе с “предателями”. В официальной
пропаганде эти пленумы называли “великими школами классовой борьбы”. Борьба
против предательских групп, раскрытых и уничтоженных этими пленумами, еще раз
показала, отмечалось на VII съезде АПТ, что для нашей партии, как и для всего
международного революционного коммунистического и рабочего движения, главной
опасностью и главным врагом был и остается правый оппортунизм, ревизионизм”
(VII съезд АПТ. Тирана, 1977. с. 141, на алб. языке).
4.
Как в СССР до конца второй мировой войны господствовала теория о победе
социализма в одной стране, так и в Албании, сумевшей не просто перессориться с
СССР, Китаем, Югославией и другими социалистическими странами, но и увидеть в
них своих главных врагов, выдвинули теорию “опоры на свои собственные силы”.
Причем это объявлялось выражением “пролетарской принципиальности” Албанской
партии труда.
5.
Можно сказать, что в отдельных вопросах теории и практики социалистического
строительства, АПТ проявляла “большую принципиальность”, чем КПСС. Так, если
КПСС в начале 60-х гг. в своей программе заявляла о “перерастании государства
диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство”, то АПТ
проводила курс, согласно официальной формулировке, “на сохранение, укрепление и
постоянно совершенствование диктатуры пролетариата до тех пор, пока не будут
полностью ликвидированы классы, пока не будет устранена всякая опасность извне
для коммунистического общества”.
6.
То же самое можно сказать о понимании роли классовой борьбы, ее продолжительности
в ходе социалистического строительства. Если Сталин в свое время выдвинул тезис
об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма в одной
стране, то есть в СССР, то АПТ “руководствовалась марксистско-ленинским
принципом о том, что классовая борьба является объективной закономерностью и
главной движущей силой общества вплоть до полного уничтожения классов, до
коммунизма” (см.: История Албанской партии труда, с. 676; подчеркнуто нами –
Д.М.). Причем, если в период антифашистской национально-освободительной борьбы
главными врагами [c.181] албанского народа были итальянские и немецкие фашисты,
то в период социалистического строительства его главными классовыми врагами
стали: внутри страны – свергнутые эксплуататорские классы, а после их ликвидации
– остатки этих классов и предатели; за пределами страны – империализм во главе
с американскими империалистами, а затем и советские социал-империалисты и
китайские социал-империалисты”. При этом подчеркивалось, что “АПТ считает
борьбу против ревизионизма в политической и идеологической областях необходимым
условием для успешной борьбы против империализма и социал-империализма для
обеспечения окончательной победы социалистической революции в Албании и в
мировом масштабе” (там же с. 678-679)
Политико-правовой
основой процесса демократизации албанского общества и государства является
Конституция Албании, принятая 21 октября 1998 г. Она объявила Албанию
парламентской республикой (ст. 1), зафиксировала уважение к закону и
международному праву (ст. 4 и 5), принцип разделения властей (ст. 7). Важное
значение имеет статья 11, признающая основой экономической системы Республики
Албания рыночную экономику, защиту частной и государственной собственности в
соответствии с законом. Конституция провозглашает основные права и свободы
граждан, подчеркивая равенство всех перед законом.(ст.15-16) Она гарантирует
свободу слова, средств массовой информации, права человека на информацию.
Статьи 44-47 специально посвящаются политическим правам и свободам. Здесь, в
частности, закрепляется право граждан на образование различных организаций или
обществ, деятельность которых соответствует закону и не преследует
неконституционных целей.
В
соответствии с новой Конституцией 1998 г. и ранее принятым законом об основных
конституционных положениях от 19 апреля 1991 г. В Албании сложилась и действует
многопартийная система. К настоящему времени зарегистрировано около 40
политических партий. Наиболее влиятельными из них являются Демократическая
партия Албании, Социалистическая партия Албании (эта партия учреждена в июне
1991 г. на базе Албанской партии труда, до ноября 1948 г. именовавшейся
Коммунистической партией Албании; последняя была создана в ноябре 1941г.),
Социал-демократическая партия Албании, Союз за права человека (организация греческого
меньшинства в Албании), Албанская республиканская партия, Партия
“Демократический альянс”. Как видно, в названиях большинства политических
партий и организаций современной Албании отражена приверженность к демократии,
демократическому выбору.
Демократизация
общественно-политической жизни в Албании сопровождается обновлением
государственно-правовых структур. Появилась нелегальная политическая оппозиция
в лице ряда партий. В марте 1991 г. состоялись первые парламентские выборы на
многопартийной основе. Однако сохраняющаяся неустойчивость внутриполитической
ситуации привела к смене трех правительств и проведению в марте 1992 г.
досрочных парламентских выборов. Бывшая до этого правящей, Социалистическая
партия Албании потерпела поражение и перешла в оппозицию. Доминирующее
положение в руководстве страной получила демократическая партия. В марте – июне
1996 г. прошли три тура парламентских выборов, в результате которых
Демократическая партия получила 87% мест в Народном собрании. [c.182]
Нужно
признать, что процесс демократизации в Албании идет очень трудно. Старое дает о
себе знать во всех сферах общественной жизни. Так, в результате референдума,
проведенного 6 ноября 1994 г., проект новой Конституции Республики Албании не
был поддержан большинством албанских граждан, принявших участие в голосовании.
Понадобились большие дополнительные усилия, чтобы изменить отношение людей к
демократическому процессу. В силу глубокой укорененности авторитарной
разновидности политической культуры в массах все еще широко распространены
настроения пассивности, отчуждения от политики. В этом же направлении действуют
издержки экономических преобразований в Албании, прежде всего падение
материального уровня жизни народа, массовая безработица и другие.