Словарь политологических понятий
Основные политологические понятия.
Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии
политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.
Власть (политическая) – это есть система социально-политических отношений,
выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять
на действия и поведение других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на
свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и
наказания в случае неповиновения.
Легитимность – ( от лат. legitimus – законный) – признание правомерности официальной
власти обществом, международными организациями и государствами. Легитимность
выражает осознание и принятие членами общества общепризнанного порядка,
результатов выборов, формирование и деятельность властных структур и
организаций. Соответственно легитимность не следует путать с легальностью, т.е.
с законностью.
Государство – на языке политической науки государство
можно определить как особый тип социальных связей и явлений, который (тип)
характеризуется следующими существенными чертами: а) отношением власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в)
наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д)
институциональным измерением.[1]
Правовое государство – это такая форма организации государственной власти,
при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при
безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех
перед законом.
Социальное государство –
социальное государство можно
определить как демократическое государство, опирающееся на широкую социальную
основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на
повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и
реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем
здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих
и малоимущих слоёв, на предотвращение и успешное разрешение социальных
конфликтов.[2]
Гражданское общество – это не государственная часть общества, основанная
на автономии индивидов. Это семья, школа, добровольные организации и союзы,
духовным выразителем интересов которых является общественное мнение.
Демократия – ( от греч. demos – народ и kratos – власть) – власть народа, избранная народом и для
народа, народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление,
которое в политических и гуманитарных науках рассматривается как: 1) форма
государства, государственного устройства и правления; 2) принцип организации
общественной жизни, деятельности политических партий и общественных
организаций; 3) характер и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод
граждан, их участие в управление. В основе демократии лежит соблюдение прав и
свобод человека, наполнение их соответствующим социально-экономическим
содержанием ( достойный уровень жизни, наличие в обществе сильного «среднего
класса», общедоступность образования и здравоохранения), обеспечение условий
для свободного волеизъявления граждан, их полноправного, заинтересованного и
постоянного участия в политике.
Тоталитарный
политический режим – государственная
власть строго централизованна и фактически принадлежит аппарату правящей партии,
властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства –
становится неподотчётный лидер, концентрирующий в своих руках высшие
законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны
практически отстраняется от участия в системе управления государством,
поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с
нарушением принципа всеобщего избирательного права. Правящие круги открыто
демонстрируют различные метолы насилия, резко и решительно подавляя любые
попытки сопротивления проводимому курсу. Активизируется деятельность и
вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции
и органов безопасности. В экономике господствует монопольный контроль со
стороны государства. Характерна однопартийная система. Деятельность
оппозиционных партий и движений строго запрещена. Противники режима
подвергаются полицейскому террору. (бывший Советский Союз)
Авторитарный
политический режим – в отличие от тоталитарного, нередко
использует ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что
власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановки
деятельности некоторых партий, общественных объединений профсоюзов. Не допуская
сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарный режим сохраняет
известную автономию личности и общества в не политических сферах. Вмешательство
в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку
Демократический
политический режим – наиболее распространен в экономически
развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и
плюрализма, активистской политической культурой. Характерные черты
демократического режима:
-
признание народа в качестве источника власти
-
выборность основных органов власти и должностных
лиц, их подотчетность избирателям
-
подконтрольность и ответственность государственных органов,
формируемых путём назначения, перед выборными учереждениями
-
провозглашение основных
демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом
-
легальное существование плюрализма в обществе,
наличие развитой двух- или многопартийности;
-
государственное устройство по принципу «разделение
властей»;
-
создание необходимых условий для развития «среднего
класса», выступающего социальной основой демократического режима.
Политический
режим – совокупность характерных для
определённого типа государства политических отношений, применяемых властями
средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества,
государствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений,
состояние политической культуры и сознания.
Политика – многообразный мир отношений, деятельности,
поведения, ориентацией и коммуникационных связей между классами
социальными группами по поводу власти и управлением обществом; основными
факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы,
нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы
политические организации, институты, движения и лидеры.
Политический конфликт – представляет собой вид отношений, где взаимодействуют политические
интересы и их носители, а также применяются политические методы разрешения
конфликтов в любых других сферах общества.
Политический кризис - всеобщее (массовое) недовольство и возмущение деятельностью правящих
кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед
страной, народом важнейшие вопросы их жизнедеятельности. Эта потеря доверия
масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, руководящей
партии. Существуют и частные случаи политического кризиса: правительственный и
кризис партии.
Компромисс – (от латинского compromissum), соглашение на основе
взаимных уступок.
Консенсус – (от лат. Consensus), принятие решения в парламенте
и его комиссиях, на конференциях и совещаниях на основе общего согласия без
голосования и при отсутствии формально заявленных возражений.
Толерантность - терпимость
Политическая
социализация - это процесс
становления и развития политического сознания и политического поведения
человека.
Личность – личность традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт
общения и сознания, как носитель социальных качеств, обусловленных
конкретно-историческими условиями жизни общества. Поэтому личность можно
определить как индивидуальное бытие общественных отношений. Такой подход несёт
в себе двоякое понимание личности: как нечто социальное (бытие общественных
отношений) и как нечто индивидуальное (индивидуальное бытие)
Политическая элита – это составляющее меньшинство общества дифференцированные группы лиц,
обладающие качествами лидерства и подготовленные к выполнению управленческих
функций, занимающие руководящие должности или непосредственно влияющие на
принятие властных решений в обществе.
Политическое лидерство – одни исследователи определяют политическое лидерство как «принятие
решений», другие – как «управление», третьи – как «влияние», а четвёртые
признают лидерами только «новаторов», тех, кто «ведёт вперёд», а просто
руководителей продолжают именовать чиновниками, бюрократами. Под «политическим
лидером» следует понимать любого, независимо от формального ранга, участника
политического процесса, стремящегося и способного консолидировать усилия
окружающих и активно воздействовать ( в рамках территории, региона, города,
страны) на этот процесс для достижения обозначенных и выдвинутых им целей.
Унитарное государство – характеризуется централизованным руководством
административно-государственными единицами и отсутствием обособленных
(самостоятельных) государственных образований. В рамках этого государства
возможна широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире
к многонациональным унитарным государствам можно отнести Китай, Испанию,
Румынию, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.
Федерация – это единое государство, образующееся на добровольной основе двумя или
несколькими государствами, каждое из которых имеет свою конституцию,
законодательные и исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем
федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной
власти, единые вооружённые силы, единую денежную единицу. (США, Канада,
Мексика, Бразилия, Аргентина, Германия, Австрия и др.)
Конфедерация – межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют
независимую систему органов управления и законодательства, обладают правом
санкционирования и нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют
самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Правовой формой
закрепления данного объединения является не конституция, а договор. В
конфедерации нет единой территории.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая
совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями
культуры ( включая язык) и психологии, а также сознания своего единства и
отличия от других образований. То есть этнос – это относительно обособленный
народ.
Нация – согласно наиболее широко распространённым представлениям, под нацией
понимается исторически сложившаяся общность людей – граждан определённого
государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической
жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и
групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определённой
национальной общности и отличать себя от других.
Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, правовых, идеологических,
религиозных и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и
международного общения, между нациями и народностями, всегда носит конкретно-исторический
характер, каждый новый этап общественного развития выдвигает новые проблемы в
сфере национальных отношений.
Принципы разрешения национального
вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на
самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом
реальной национальной ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей
независимо от численности и уровня развития;
4) взаимно связь между правами и свободами
наций и правами и свободами отдельной личности;
5) отказ от узкоклассового подхода к решению
национальных проблем;
6) непримиримость к любым проявлениям
национализма;
7) общность исторической судьбы народов,
обеспеченность целостности государства.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая
политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп
общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию
путём завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.
Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических,
идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам
политического режима конкретного общества.
Выборы – это основной фундамент демократичности общества. Русский философ И. А.
Ильин отмечал, что не каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших
при помощи всенародных выборов. Эффективность выборов зависит от целого ряда
политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.
Пропорциональные выборы – при этих выборах от каждого
округа избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные
партии. При этой системе создаются достаточно крупные избирательные округа,
чтобы дать округу право избирать, скажем, 5 депутатов. Если, например, одна
партия в таком округе получает 40% всех голосов, то она, соответственно, получает
40% от 5 мест, т.е. 2 места. Если три другие партии получают от 16 до 24%
голосов каждая, то они завоёвывают по одному месту. Такая система выборов
позволяет представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.
Мажоритарные выборы – суть заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается
один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший большее
число голосов. Однако это большинство может быть двух видов:
-
Абсолютное;
-
относительное.
В первом случае победителем
считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании
избирателей.
В том случае, если
ни один из кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур
выборов, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число
голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат,
набравший относительное большинство голосов.
Оппозиция – представляет собой политическую силу (совокупность политических сил),
противостоящую официальной власти. Оппозиция выступает в форме фракций,
коалиций, блоков. Как правило тон в оппозиции задаёт интеллигенция. Позитивное
значение оппозиции – она держит под контролем и в напряжении официальные
власти.[3]
Условно оппозицию можно разделить на два вида: «культурную» и «дикую»,
конструктивную и экстремистскую.
Парламентская республика
– характеризуется провозглашением принципа верховенства
парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю
ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании
правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на
выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется
большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на
осуществление государственной власти ( например Германия). Парламентская
республика – менее распространённая форма правления, чем республика
президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной
мере, само регулируемой экономикой (Турция, Финляндия и т. д.).
Законодательная
власть Исполнительная власть
Правые» в политике – носители правых взглядов – люди реформистских, консервативных взглядов,
соответствующих поступков и действий, выступающих в защиту интересов весьма
состоятельных слоёв общества. Правыми считаются консервативные организации;
правоцентристскими – партии средней, национальной буржуазии; «ультраправые» -
националистические, фашистские, экстремистские организации.
«Левые» в политике – носитель левых взглядов – это индивид, настроенный решительно,
революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоёв населения. «Левыми»
партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими –
социал-демократические; центристскими – крестьяне, мелкобуржуазные,
экологические и др.[4]
Политический радикализм
Популизм – ( от лат. populus – народ), общественные течения и
движения с конца 19 в., апеллирующие к широким массам и отражающие
противоречивость массового сознания («левый» популизм, «правый» популизм и
т.д.). Основные идеи популизма:
-
прямое участие народа в управлении («прямая
демократия»),
-
авторитетный лидер,
-
недоверие к представительным государственным
институтам,
-
критика бюрократии, коррупции.
В чертах,
свойственных популизму – вера в возможность простейшего решения социальных
проблем ( воплощения социальной и национальной справедливости, эгалитаризма),
антиинтеллектуализм, почвенничество и другие – заложена возможность разных тенденций:
демократических, консервативных, реакционных и др. в политологии существует
широкий спектр популизма – от апологетики в качестве модели «непосредственной»
демократии до резкой критики и отождествление с демагогией.
Лоббизм – ( от англ. lobby – культура, где депутаты могли
общаться с посторонними), специфический институт политической системы, ,
представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций –
политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п.
(так называемых групп давления) на процесс принятия решения парламентом. Прежде
всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям,
руководящим постам в парламентских комитетах и т.п. Лоббизм возник впервые в
США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.
Разделение властей – политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть
понимается как совокупность различных властных функций ( законодательной,
исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами.
Политическая идеология –
это система идей, взглядов, представлений, отражающая
теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов,
потребностей, целей и идеалов определённых социальных групп и слоёв,
национальных образований. Идеология призвана давать теоретическое обоснование
интересов партий и политических движений, формулировать программу их действий,
выступать мотивирующим и воле образующим фактором.
Типы политических
идеологий:
Либерализм – Для либерализма
характерно говорить о проблемах на языке права и в самом праве находить главное
средство решения проблем. Теоретическое ядро либерализма составляют:
1)
доктрина «естественного состояния»,
2)
теория «общественного договора»
3)
теория «суверенитета народа»
4)
неотъемлемые права человека ( жизнь, свобода,
собственность, сопротивление угнетению и т.д)
Основными принципами либерализма являются:
1)
абсолютная ценность личности и её приверженность
свободе, выраженной в правах человека;
2)
принцип индивидуальной свободы как социальной
выгоды, т.е. выгоды для всего общества;
3)
закон как сфера реализации свободы,
уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия
безопасности;
4)
господство закона, а не людей, сведение вопросов
власти к вопросам права;
5)
разделение властей как условие господства закона,
независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной;
6)
верховенство закона как института социального
контроля;
7)
приоритет прав человека над правами государства.
Консерватизм – имеет два основных значения:
1)сохранение и поддержка того, что представляется человеку ценным; 2)
своекорыстная апологетика прошлого, направленная на сохранение привилегий,
имевших место в прошлом. Основными ценностями консерватизма можно назвать:
история, жизнь, закон, порядок, дисциплина, общественная стабильность,
традиции, семья, нация, государство и общество, власть, иерархия, религия.
Социализм – обозначение
учений, в которых в качестве цели и
идеала выдвигается
осуществление принципов социальной
справедливости,
свободы и равенства, а также создание общественного
строя,
воплощающего эти принципы. Теория научного социализма,
разработанная К.
Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм
как низшую фазу (
ступень) коммунизма, приходящего на смену
капитализма в
результате пролетарской революции и установления
диктатуры
пролетариата.
Социализм
|
Коммунистическое
движение
В нём получили
распространения представления о социализме, связанные с утверждением с конца
1920-х-начале 30-х гг. Тоталитарного строя в СССР.
Характерные черты:
монополия государственной собственности, директивное централизованное
планирование, диктатура верхнего партийно-государственного слоя, опиравшегося
на аппарат насилия и массовые репрессии. Господство тоталитарной системы
привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному
отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры.
|
Социал-демократическое
движение
Выроботала современную
концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть
осуществлён в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения
политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы,
справедливости, солидарности и равенства.
|