Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биология
· Геология
· Зоология
· Коммуникации и связь
· Бухучет управленчучет
· Водоснабжение   водоотведение
· Детали машин
· Инновационный   менеджмент
· Качество упр-е   качеством
· Маркетинг
· Математика
· Мировая экономика МЭО
· Политология
· Реклама и PR
· САПР
· Биология и химия
· Животные
· Литература   языковедение
· Менеджмент
· Не Российское   законодательство
· Нотариат
· Информатика
· Исторические личности
· Кибернетика
· Коммуникация и связь
· Косметология
· Криминалистика
· Криминология
· Наука и техника
· Кулинария
· Культурология
· Логика
· Логистика
· Международное   публичное право
· Международное частное   право
· Международные   отношения
· Культура и искусства
· Металлургия
· Муниципальноое право
· Налогообложение
· Оккультизм и уфология
· Педагогика


Революция в пространстве

Революция в пространстве

Э С С Е

в

Революция

в

пространстве

а

Пулешков   Евгений

факультет  политологии

5 курс

Москва 2009


Несколько необычное и интересное объяснение развитию различных регионов (стран) планеты, их отношениям между собой, формированию мировоззрения людей, их населяющих можно найти в работе Карла Шмитта «Земля и Море». Более того, как мне представляется, при помощи шмиттовской методологи и ее дальнейшего развития можно отчасти спрогнозировать процессы, которые будут протекать на нашей планете. Всему этому я посвящаю свое эссе.

Человек – существо, детерминированное средой его существования, но в тоже время имеющее свободу выбора способа существования. По Шмитту, человек существует в пространствах и развивается под влиянием пространственных революций, которые он же сам и организует. Главными пространствами являются земля и море. Становление человека происходит на земле. Человек – существо сухопутное, и это определяет его природу, его физические и интеллектуальные способности. Он развивается под влиянием земного притяжения, под действием земной тверди, что формирует его строение, походку, действия. Под влиянием данных факторов также происходит и формирование образа мыслей, способа восприятия мира. Но человек неизбежно встречается с границей, которая образовывается в месте слияния земли и моря, и в такие минуты, пишет Шмитт, «грандиозная морская гладь по всему горизонту захватывает твой взор». Таким образом, человек приходит к постепенному освоению водного пространства. Изначально человек рассматривает море с точки зрения земли, с позиции субъекта, оперирующего земными категориями. Он использует море лишь как источник питания морскою добычею, но постепенно оно начинает его захватывать, чем дальше он отплывает от земли. И в такие моменты ему открываются новые смыслы, в мировоззрения привносятся изменения, но не изменяющие коренным образом постулаты земного мышления. Кроме того, что море начинает кормить человека, оно предоставляет ему отличный способ перевозки различных грузов, а также возможность ведения боевых действий, как в самом море, так и с моря на сушу. Таким образом, море прочно входит в жизнь человека, а для некоторых народов начинает играть превалирующую роль над землей. Примером этому может служить Венеция, которая благодаря морской торговле стала богатой и процветающей.

Исходя из работы Шмитта, можно попытаться дать описание данному явлению. Под пространственной революцией следует понимать изменение в сознании людей представлений о пространстве их окружающем. Такие изменения происходят на эмпирической основе, когда человек открывает для себя все больше и больше земных территорий, а также морских акваторий. Количественные изменения могут переходить в новое качество: с появлением в жизни человека новых пространств (открытых территорий, различных мест) происходит преобразование человеческих представлений о масштабах, мерах, пропорциях, что в свою очередь сказывается на культурной, политической, научной жизни человека. А также под пространственной революцией понимается коренная смена способа существования человека, например, земное существование оставляется в пользу морского. Примером одних из самых первых изменений представлений о пространстве в представлениях западного человека могут служить походы Александра Македонского, расширение Римской Империи, которая достигла берегов Атлантического океана. Шмитт пишет: «Видимый горизонт раздвинулся к Востоку и к Западу, к Северу и к Югу. Завоевательные и гражданские войны заняли собой пространство от Испании до Персии, от Англии до Египта. Далеко удаленные друг от друга области и народы вошли меж собой в соприкосновение и обрели единство общей политической судьбы. Солдаты из всех частей империи — из Германии и из Сирии, из Африки или из Иллирии —  могли сделать своего генерала Римским императором».

Следующая пространственная революция происходила по мере покорения человеком морей. И к этому этапу относится уже история Венеции. Вообще следует сделать замечание по поводу пространств. В одном случае, под пространством понимается пространство как таковое, то есть как простор, как протяженность, всеобъемлющая площадь поверхности. В другом случае, под пространством понимается планетарная зона, в которой существует человек, как в плане сознания, так и физически, например, пространство земли, пространство моря, пространство воздуха. Кстати, под морем понимается все водное пространство, но в хронологии его освоения можно выделить два этапа: освоение, собственно, морей, а после освоение всего мирового океана. Так вот Венеция была лишь на этапе освоения, собственно, моря. И это погружение в морской образ жизни не было всеобъемлющим, так как море мыслилось с позиции земли, категорий человека с  земным сознанием. Проявление такому способу мышления можно найти в морском бое. Корабль мыслился человеком как часть суши, земли, и человек плавал, как бы,  в чуждой для него стихии, и ему была необходима твердь, опора, которой и мыслился корабль. И когда завязывался бой, то кораблям двух противников необходимо было пришвартоваться друг к другу, перекинуть мостик с одного на другой, перейти по нему и устроить сражение уже в сухопутном духе. Это и есть  проявление земного мышления в морском пространстве.

Вторая часть покорения человеком моря – это освоение океанического пространства. Но оно было бы невозможным без необходимых технических новшеств, которые были привнесены в кораблестроительное дело. И новшества эти стали доступными в виде идеи только лишь при условии углубления морского образа жизни, а соответственно и типа мышления, под ним формирующегося. К таковым относится изобретение компаса, создание парусного судна, приводимого в движение исключительно силой ветра. Также сюда можно отнести начало составления карт в прямой равноугольной цилиндрической поверхности, изобретенных Герардом Меркатором, которые послужили стандартом для морских навигационных карт. Совершенствовались приемы парусной техники, кораблестроения, а также методы морского боя. Корабли стали оснащать пушками с обоих бортов, и сражение превратилось в артиллерийский бой на расстоянии. Это требовало огромного искусства управления кораблем. Теперь уже можно говорить о полностью морском сражении, в отличие от сухопутного сражения в море экипажей гребных судов, как это было ранее. Открылась целая эра в морской стратегии, что свидетельствует о большем отрыве человеческого сознания от земных категорий мышления.

После первых кругосветных путешествий произошла еще одна пространственная революция как в практическом (количественном) плане – открытие новых земель, так и в (качественном) плане представлений, в мировоззренческом уровне, что существенно выразилось в жизни западного человека. Теперь человек имел в своих руках законченный земной шар, шаровидность которого стала осязаемым фактом. Прежние теоретические представления о планете, как шаре, подтвердились. Произошли глубокие изменения в астрономических представлениях о мироздании. Земля была помещена в большое пустое пространство, в бесконечность. Люди уже могли представить пустое пространство, что ранее было невозможно. Возникли и крепли идеи о существовании других подобных планет. Теперь не Солнце вращалось вокруг Земли, а наоборот. Все это сказалось на развитии живописи, архитектуры, науки, философии. Осознание пустого пространства способствовало развитию идей нигилизма, серьезно подтачивало религиозные основы. Художники стали видеть иначе: они помещают нарисованные предметы в пространство, в перспективе дающее полную бездонность. Также эта пространственная революция породила, как пишет Шмитт, «то, что называют рациональным превосходством европейца, дух европеизма». Этот дух, обнаруживший на берегах открытой им Америки людей, быстро поставил перед ними выбор: либо принять европейскую цивилизацию, либо остаться простым народом колонии. И это объяснимо. Ведь новое пространство было открыто западным человеком, и он это ясно осознавал, что открыли не его, а открыл он, а, следовательно, туземцы отсталые, нецивилизованные. И европеец начал творить с ними то, что сотворил. Получается, что критерием цивилизованности для него является превосходство в научном, материально-техническом развитии, в физической силе. Он рассматривал туземный народ путем тех категорий, которые выработал на протяжении своего развития. Это точно так же, как жить в море по земному образу жизни. Западному человеку тогда было не понятно, что существует другая возможная логика бытия, что возможно у открытых народов существует своя система представлений, которую не нужно менять, а которую следовало бы понять, и, возможно, открылись бы какие-то новые смыслы. Но получается так, что цивилизованность – это и есть европоцентризм. Зато, такое представление относительно туземных народов вносило фактор некоторого объединения среди самих европейцев. Складывалась система международного права, основанная на различении христианских (цивилизованных) и нехристианских (нецивилизованных) народов. Нецивилизованные рассматривались как вещь, как то, что можно уничтожить, если оно мешает. Вот к чему приводила пространственная революция, насколько важное значение она играла в формировании сознания людей.

В планетарной революции пространства участвовали многие страны (Голландия, Португалия, Испания), но самая полная роль в ней принадлежала Англии. Эта страна сознательно совершила окончательный и бесповоротный выбор в пользу моря, против земли. Англия стала единственной, кто сумел максимально мыслить категориями моря, при этом, оставив категории земного мышления, и не создавать из них эклектичный коктейль. Ранее Англия была страна овцеводов, а теперь она поставила на службу себе армию пиратов, которые стали корсарами. Они грабили корабли других стран, свозили в Англию сокровища и получали от нее покровительство и привилегии. Она развивала торговлю морскую, создавала торговые компании, развивала свой флот. Как пишет Шмитт, «Англия отделилась от земли и основала свое существование в стихии моря». Причем она сделал это так, что остальные народы остались, как бы, отстраненными от моря. Прежде сущность планетарного пространства состояла в отделении земли от моря. Земля поделена между государствами,  а открытое море принадлежит всем, то есть оно свободно от государственных образований. Но получилось так, что Англия стала владычицей морей. Она воздвигла Британскую Империю, части которой были во всех концах света. Это стало возможным лишь потому, что до всех концов света можно добраться лишь по морю, а Англия сделала выбор как раз в пользу него. Англия мыслила мир своими базами, путями коммуникаций, и рассматривала земли, как не захваченные территории, на которых пока находится прибитый к берегу морем мусор, в то время как другие люди рассматривали это своим домом, родиной. Можно привести такое сравнение: в центре земного существования находится дом, а в центре морского – корабль. Английский остров стал кораблем, который как бы,  пришвартовался к европейскому континенту. Корабль и дом как таковые не противостоят друг другу, но живущие в них люди детерминированы условиями проживания и сообразно им мыслят. Это два разных способа существования. К примеру, люди живущие категориями земного мышления, приручают зверей и делают из них домашних животных, а морских зверей приручить невозможно, так как идея дома чужда морскому простору, их можно только поймать и съесть.

Помимо всего этого, Англия стала страной, в которой произошла промышленная революция, и она далеко обогнала остальные страны по числу технических изобретений. Основанием для этого послужила как раз пространственная революция – смена земного на морской тип существования. Центр существования для Англии – корабль, для земных стран – дом. Дом – это покой, корабль – это движение. Ведь чтобы выживать в море, требуется прикладывать больше усилий, так как морская среда чужда естественно-физической природе человека. Это толкает морской народ к более смелому поиску нестандартных технических решений и их внедрения в повседневную жизнь. А с точки зрения земного мышления, в рамках обыденного размеренного существования, потребность в таких решениях и не возникает. Потому Англия просто в силу своего образа жизни, но не потому, что ее народ умнее других народов, совершила индустриальную революцию. Потому морское мировоззрение ориентировано техноморфно, а земное – социоморфно. Например, китайцы изобрели порох, и европейцы изобрели порох, но китайцы стали использовать его для фейерверков - развлечений, а европейцы для создания оружия. Это связанно с тем, что Китай просто находился, так сказать, в другом контексте бытия, нежели европейцы.

Совершив индустриальную революцию, Англия еще больше упрочила свое господство над миром. Но новые технические средства, например броненосцы, пришедшие на смену парусному флоту, по мнению Шмитта, нарушили связь между человеческой экзистенцией и стихией моря – между ними встала машина. Она «изменила отношение человека к морю. Отважный тип личностей, определявший до сих пор размеры морской державы, утратил свой старый смысл. Смелые подвиги моряков парусных кораблей, высокое искусство навигации, суровое воспитание и отбор определенной породы людей — все это утратило всякое значение ввиду надежности современного технизированного морского сообщения. Море все еще сохраняло свою силу. Но ослабевало и постепенно окончилось действие того мощного импульса, который превратил народ овцеводов в пиратов» - пишет Шмитт. То есть мускульная сила человека, управляющая парусом и сила паровой машины, двигающая корабль – это разные вещи. Человек исполняет исключительно техническую функцию – поддерживает работоспособность машины. Машина, как бы, завладела человеком. Она нарушила тот способ морского бытия, из которого прежде человек черпал все то, что позволило ему достичь данного уровня развития.

На мой взгляд, следует определиться с приоритетами. Конечно, если нет необходимости в дальнейшем научно-техническом прогрессе, то можно оставить все на прежних местах и плавать под парусом. Но если человеку нужно открывать новые горизонты, познавать Вселенную, и так далее, то развитее науки и техники является безусловным положением. Смотреть с позиции прежнего мореплавателя на технический прогресс, и критиковать его – это то же самое, что и оценивание человеком пространства моря при помощи земных категорий мышления. Нужно попытаться войти в среду техноэры, и возможно, постигнув логику ее развития, можно открыть для себя не просто новые углы зрения на проблему, а новые смыслы, иные перспективы существования. Взять даже примитивную идею господства. И морская Англия, и земные страны – все они разделяли идею о завоевании господствующего положения. И как мне представляется, обрести господство будет гораздо проще, если познать два типа существования (морской и земной) и соединить их в себе. А еще вернее – это перейти к освоению новых пространств, то есть совершать новые пространственные революции, ведь они как стало видно, являются источником развития. И если попытаться продолжить теорию Шмитта в его же несколько метафизичном стиле, то можно  сказать, что в настоящий момент, уже можно констатировать, что новые пространственные революции были совершены. Таковой является покорение воздушного пространства. Авиация, ракетостроение, радиосвязь – это то, при помощи чего человек покорил воздух, но и эти средства были изобретены лишь только тогда, когда многие люди стали жить воздухом, страстью полета, еще находясь на земле. Но  просто жить небом - мало для того, чтобы в него подняться, необходима научно-техническая революция, которая как раз погубила прежний тип существования – морской, но открыла новый – воздушный. Воздух стал объединителем для моря и земли. Если между морем и землей есть границы, то воздух полностью и равномерно окутывает всю планету, создавая единое неразделенное пространство. И тот, кто сумеет мыслить универсальными категориями пространства, то он гораздо ближе будет находиться у состояния господства. Примером этому служат некоторые страны, которые в равной степени осваивали все три пространства, мыслили ими, и пытались объединить силы в них расположенные в единый ударный кулак. США, Третий Рейх, Советский Союз (Россия), Китай и другие страны имеют мощные группировки сил (армия, флот, авиация), которые предназначены для синхронного действия во всех пространствах. Показательным для этого случая может служить девиз морской пехоты США – «зона ответственности – весь мир».

Мне кажется, что развитие, в основе которого лежит идея господства человека над человеком, отдает явной дикостью. Естественная природа воздушного пространства такова, что оно насквозь пронизано духом свободы, оно почти тождественно ему. В воздухе человека ничего не сдерживает, в отличие от земной поверхности, где существует множество естественных препятствий. Земля твердая, она притягивает к себе и никуда не отпускает от места проживания, и это никак не способствует развитию. Море же засасывает в себя, постоянно нужно держаться на плаву, но море дает большую возможность для маневра, то есть больше свободы, а потому возрастает необходимость внедрения новых техник для существования в иной среде, и в тоже время большая степень свободы способствует проявлению смелости в новаторстве. Удержаться в воздушном пространстве планеты намного тяжелее чем, находиться на земле или на море, но та свобода, которую предоставляет воздушное пространство, не имеется более нигде, кроме как, пожалуй, в безвоздушном космическом пространстве. Сложность задачи требует неординарных технических решений, испытание и внедрение которых будет происходить гораздо смелее благодаря духу свободы воздуха. Примером могут служить такие разработки, как радиосвязь, лазер, ионный двигатель и так далее. И, как мне кажется, естественная природа воздуха не склоняет человека к конфликтам и к соперничеству, а наоборот обладает консолидирующим воздействием. И развитие здесь должно происходить на основе других принципов, но так как человек рассматривает воздушное пространство при помощи категорий земного мышления, то в основе данного развития и лежит до сих пор рудиментарное представление о господстве, что чуждо воздушному пространству. Нужно попытаться постичь его логику иначе. Возможно, это произойдет в будущем, когда будет дано почувствовать эйфорию полета большинству народонаселению планеты. Это будет способствовать повсеместному развитию глобалистского мышления, и тогда может люди и поймут, что силы их разъединяющие намного слабее сил, их объединяющих. Скорее всего, для этого потребуется внешний фактор угрозы планетарного масштаба, а не новая пространственная революция. Так как пространственные революции будут происходить, и идеи господства, как показывает история, всегда будут им сопутствовать, а возможно и лежать в их основе. Ведь произошла колоссальная пространственная революция, но пока как можно видеть, всего лишь по форме, количественно. Человек вышел в космическое пространство, теперь он увидел свою планету со стороны. К нему пришло осознание того, что это его единственное место обитания, очень хрупкое, которое можно легко разрушить, и, тем не менее, человек продолжает проявлять зачаточные формы мышления – он использует околопланетное космическое пространство для помещения в него новых форм военной техники. Вместе с тем, человек совершил еще большую в количественном плане пространственную революцию, уже не планетарного, а межпланетного характера – его нога ступила на поверхность другой планеты! Этот факт, как можно видеть, не получил еще должного осознания, и всех данных количественных изменений до сих пор не хватает, чтобы перейти в новое качество, так как человек слишком детерминирован рудиментарными формами мышления. Потому, скорее всего, для объединения людей потребуется внешний фактор, которым может служить опасность столкновения Земли с астероидом, экологическая катастрофа планетарного масштаба, встреча с внеземным разумом.

А пока же в данный момент, человек, совершив такие колоссальные пространственные открытия, продолжает жить категориями превосходства, причем сильно привязанными к земле. Земное мышление, как мне кажется, начинает превалировать над остальными. С чем это связанно? Видимо, отчасти, развитие техники возвращает на землю? Может быть, так как это подтверждается тем, что человек уже в скором будущем будет проводить границы, подобно сухопутным, по акватории мирового океана. Сейчас уже можно наблюдать деление Россией, Канадой, США, Норвегией, Данией акватории Северного Ледовитого океана, с целью добычи с его дна углеводородов. Это и есть проявление земного мышления в области моря, правда технические средства пока не позволяют осуществлять такое бурение, но так как их разработка уже, по всей видимости, близка к завершению, то деление акватории уже начинается.

Вдобавок к описанным пространственным революциям можно, как мне представляется, выделить еще одну, которая заключается в появлении совершенно нового пространства, и поворота в сторону него целыми группами людей. Пространство это неосязаемое, нематериальное в отличие от тверди земли или сопротивления воздуха. В нем пребывает не меньше половины населения планеты, как в силу безысходности, так и в силу сознательного выбора. Это виртуальное пространство, к которому относятся компьютерные сети, а также, скорее всего, и телевидение вместе с радио. И данное пространство также осваивается в соответствии с принципами господства. Телеканалы пропагандируют свои идеи, а какой-нибудь финансовый воротила, сидя у экрана с котировками может управлять целыми промышленными производствами. Сие пространство, в отличие от остальных, которые уже физически существовали, полностью создано и освоено человеком. Существуют целые группы людей, которые сделали окончательный и бесповоротный выбор в пользу данного пространства, например, интернета, и оно стало неотделимо от их жизни. Возможно, это происходит от того, что люди стали обслуживать его, поддерживать его функционирование и постепенно стали жить в нем. Тем не менее, это пространство обладает неоценимыми свойствами – оно помогает консолидировать людей.

Итак. Пространственные революции играют огромное значение в жизни людей, служат источником для развития, формирования мировоззрения. По моему убеждению, данные революции необходимо совершать, так как они могут помочь развитию в тупиковой ситуации. Они могут коренным образом поменять жизнь человека, без преувеличения, продлить ее, сделать безопаснее, а возможно интереснее, наполнив ее новыми смыслами. Но важно суметь соблюсти ту грань между консерватизмом и новаторством в освоении новых пространств, в постижении логики их существования и постановки ее в основу мышления. Например, появление технологий, способных продлить жизнь человека, а то и победить смерть будет наталкиваться на примитивные рудиментарные религиозные формы мышления, которые в такой ситуации необходимо будет выкорчевать как надоедливый сорняк. Ведь если откроется перспектива вечного существования, бесконечного развития и безграничного постижения Вселенной, то их нельзя рассматривать с позиции сознания прошлых веков, прошлых пространств. Необходимо будет развить новый уровень понимания и мышления, который поможет комфортно и главное оправданно жить в новом качестве.







Информация 






© Центральная Научная Библиотека