Политические партии
АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ДОКЛАД
По дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тема: «Политические партии»
Выполнил: студент ИПиП, ПиМНО 55гр. Чемерис Д.Ю.
Проверил: Дронченко А.И.
Работа оценена_____________
Комсомольск-на-Амуре
2008
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие
групп интересов……………………………………………………..4
а) Функции
групп интересов…………………………………………………….4
б)
Типология групп интересов……………………………………………….…..СОК
ЛИТЕРАТУРЫ...ской партии….4
2. Политические
партии………………………………………………………….5
а) Понятие политической
партии……………………….………………………5
б)
Происхождение и сущность партий………………………………………….6
в) Задачи, функции,
права и обязанности политических партий……………..7
г) Функции
политических партий……………………………………………….8
д) Типы партий и
партийных систем……………………………………………9
е)
Разновидности партийных систем……………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью темы доклада явилось то, что:
1) В нынешней
обстановке, политической жизни России, сложилась такая ситуация, при которой
стоит вопрос о целесообразности существования многопартийной системы.
Господство, фактически, одной партии при принятии законопроектов, при
многопартийной системе.
2) На сегодняшний
момент существует единственная организация, структура, которая борется за
власть. И вопрос о партиях остается актуальным, для этого необходимо
проанализировать, проследить развитие партии с ее становления.
Задачи:
1. Дать определение
понятию «группы интересов», рассмотреть их задачи, функционирование…
2. Дать определение
понятию «партия».
3. Рассмотреть
сущность, происхождение, задачи и типологию партий.
Методом доклада является анализ учебной литературы по
политологии.
1. Понятие групп
интересов.
Группы интересов –
это по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные
людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в
отношениях с государством, а также другими политическими институтами.
Обладают широким
набором ресурсов для воздействия на власть - экономические и финансовые
возможности, информация или опыт политического участия их членов,
организационные структуры и т.д.
а) Функции групп
интересов
Группы интересов
прежде всего выполняют функцию артикулирования интересов, т.е. преобразования
социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности
граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность
граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению
зарплаты, предоставлению льгот для пенсионеров, отставке отдельных министров или
правительства в целом и т.д.
б) Типология
групп интересов
В политический науке
сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов
Так, с точки
зрения происхождения и степени организованности выделяются анемические
и институциональные группы интересов. Первый тип характризует
объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или
иную ситуацию (например толпы, демонстрации, митинги).
В противоположность
им институциональные группы - это формальные объединения с определенной
организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым
аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна.
Учитывая
специализацию их действий, выделяют неассоциативные и ассоциативные
группы. Источником возникновения первых выступает неформальное и
недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной
основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность
также, как и у аномических групп, непостоянна, малоструктурирована и не всегда
эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой
добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и
нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские
ассоциации, движения за гражданские права).
По характеру
деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и
многоцелевые. Например, относящиеся к первому типу лоббирующие
структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного
законодательного акта в парламенте. После результативного решения своей задачи
они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную
цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не
ограничена спецификой задач того или иного рода.
Весьма
распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом
(например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в
сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы,
формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам
деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или
местных органах власти).
2. Политические партии
а) Понятие политической партии
Разумеется, в разных странах определения «политическим партиям» не совпадают,
не во всех из них перечислены все наиболее существенные черты:
1) объединение граждан государства, достигших совершеннолетия,
как
правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Лица
без гражданства и иностранные граждане, как правило, членами партии быть
не могут.
2) устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или
постоянной
основе на базе идеологических факторов, прежде всего, общности
политических
убеждений и целей, что концентрированно выражается в
программных
документах партии: идеологический фактор, как обязательный признак
членства, отличает партию от других общественных объединений — профсоюзов,
женских организаций, обществ культурного характера и др.;
3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является
их
целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие
к
ней, которые занимаются даже производством, но такое производство должно
соответствовать
направлениям деятельности партии, например, изготовление
членских
билетов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль
также
от лекционной и иной творческой работы;
4) партия имеет своей целью завоевание политической власти, участие в
формировании
органов государства, прежде всего — правительства.
Главное в деятельности партии — достижение политических целей, даже
если
она создана для участия в политической жизни общества, а не защита социальных и
иных интересов своих членов, как, например, у профсоюзов.
Помимо
других реквизитов, в том числе количества членов
партии
и процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым законом к
национальной партии, является публичный, а не частный интерес, преследуемый
ею в своей деятельности.
б) Происхождение
и сущность партий
Партии, как
явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном
смысле слова партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В
других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.
В
современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа
формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3)
массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только
английские партии. Политические клубы появились в 30-50-е годы
XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной
базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной
структурой.
После
изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на
базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться массовые
партии. В других странах Европы образование массовых партий происходит
преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено
расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения были
ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической
деятельности.
В настоящее
время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже
выделил два основных пути создания современных партий.
Электорально-парламентский.
Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской
группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем
формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и
приводит к возникновению партии.
Позже Кеннет
выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).
В разное
время определения партии восходят к схеме, намеченной еще в XVIII в. Д.
Юмом. Он различал три типа: партий - партии принципов, партии
интересов и партии пристрастности. В начале XIX в. англичанин Р.
Берк предложил называть партиями группы людей, объединившихся на основе
общих взглядов для обеспечения совместными усилиями национальных интересов.
Его современник Б. Констан считал, что партия – это объединение
людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину. В этом случае партия
выступает, прежде всего, как носитель идеологии. Позже М. Вебер
рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности
которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем,
чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного
членства. В марксистском понимании партии акцент делается на
классовый характер. Партия в этом случае рассматривается как политическая
организация, выражающая интересы общественного класса или слоя, наиболее
активная, сознательная и организованная его часть.
Современными
исследователями выделяется, как правило, четыре, характеризующих партию признака:
партия является носителем определенной идеологии; партия - это
организация, то есть длительное объединение людей; цель партии – завоевание или
участие в осуществлении власти; каждая партия стремится обеспечить себе
поддержку народа. Можно использовать определение партии Кермона:
партия есть организационная сила, объединяющая людей одного политического
направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для
участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих
требований.
Политические
партии необходимо отличать от других организаций в политической системе:
политических движений, заинтересованных и вооруженных групп.
Политические
движения представляют собой форму общественного движения,
имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Заинтересованные
группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия
решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в
обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не
управлять непосредственно.
Вооруженные
группы - это группы лиц или организации,
использующие для достижения политических целей средства физического насилия.
в) Задачи, функции, права и обязанности политических партий
В XIX в. политические партии представляли
собой
организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и не
проявляли заметной активности в периоды между выборами. Современные взгляды на
политические партии, как на постоянно
действующий
институт политической системы, роль которого отнюдь не
ограничена
лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для
новейшего
законодательства о политических партиях.
К политическим относятся:
-
участие в формировании и деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления;
-
рекрутирование политических кадров;
-
содействие осуществлению политических прав граждан;
-
осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая
функция.
Важное значение придается идеологической функции - агитационно-
пропагандистской
деятельности, направленной на формирование общественного мнения и
политического сознания граждан.
Если суммировать соответствующие положения законодательства отдельных стран,
то можно выделить следующие права политических партий:
1) политические права и свободы: право участвовать в формировании и
деятельности
государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и программы;
свобода распространения информации о своей деятельности; свобода организации
массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д.);
право свободного доступа к государственным средствам массовой информации
и право учреждать свои средства (издательства, радио- и телестанции,
печатные органы); право создавать с другими политическими партиями
различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные);
право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями
и их международными объединениями;
2) имущественные права: право собственности; право заниматься
разрешенной
законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства
материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное
государственное финансирование, предоставление различного рода налоговых
льгот и привилегий).
Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все
права
политических партий являются коллективными, ибо хотя многие
из них совпадают с индивидуальными конституционными правами
граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям -
политическим партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть
реализованы только ими.
Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение
получает
закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный
доступ
к государственным средствам массовой информации и получение государственной
финансовой поддержки. Эти основные права конкретизируются как специальными
законами о политических партиях, так и иными законодательными актами
(избирательными законами, законами о финансировании политических партий,
законами о парламентских фракциях и т. п.).
Следует отметить, что в конкретном перечне обязанностей политических
партий,
предусматриваемом законодательством отдельных стран, находят свое отражение
особенности их политического развития. Так, в освободившихся странах, где
сильны межэтническая рознь, сепаратизм и регионализм, важное значение
приобретают такие обязанности, как уважение территориальной целостности,
укрепление национального единства
г) Функции
политических партий
Одной из важнейших
функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и
элит для всех уровней политической системы. Неотъемлемой задачей
деятельности партий является углубление связей и отношений между
различными ветвями власти, местными и центральными органами
государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как
правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, определения
союзников и противников среди участников политического процесса, включающих,
кстати, и иные партийные образования.
Ну и, наконец, еще
одной важнейшей функцией партий является политическая социализация
граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.
Наиболее ярко партии
реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Выдвигая
кандидатов в законодательные органы государства, партии предпринимают активные
действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на
распространение определенных идей, внедрение их в массовое сознание граждан.
д) Типы партий и партийных систем
Наиболее часто
встречающийся критерий типологизации партий - идейные основания их
деятельности, подразумевающие деление на доктринальные
(сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты),
прагматические, или «патронажные» (3. Ньюмен) - ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий, а также харизматические, в которых
люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует
дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди
доктринальных партий принято выделять религиозные (как,
например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные
социалистические, национальные и др.) объединения.
Весьма характерно
для современной политической науки типологизировать партии в зависимости
от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская
партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная
партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в
Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Важное
значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной
структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские
(где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские
(представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих
коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные
(построенные на принципах территориально-производственного объединения своих
членов и демократического централизма). Довольно распространена типизация
партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и
оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры,
партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.
е) Разновидности
партийных систем
Собственно партийные
системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам
партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их
количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные
(неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические
и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные,
состязательные) - с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные)
и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том
или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод
типоло-гизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность
партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в
процесс принятия государственных решений.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных
принципов организации политической жизни в современных демократических
государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и
идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был
провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в
настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М.
означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в
политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль партии в
структурировании результатов выборов заметно уменьшилась. Часто люди голосуют
не за партию, а за "имидж" того или иного кандидата, созданный
коммерческими средствами массовой информации.
Благодаря своей гибкой современной структуре партии могут успешно
влиять на избирателей, отражая в своих программах различные требования
социальных групп.
Тем не менее, нет
института, который успешнее справлялся бы с тремя важнейшими функциями -
передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации существующих
режимов, чем партии.
В работе были
рассмотрены такие понятия как «группы интересов», «партии», их сущность,
функции, типология и происхождение…
Анализ является поверхностным и вскрывает самые заметные и существенные
стороны партогенеза и функционирования политических партий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. -
Краткий политологический словарь.
2.
Пугачев
В.П., Соловьев А.И. - Введение в политологию. 2000 г.
3.
Малетин
С.С. – Политология
4.
Гостева
С.Р. - Лекция по дисциплине Политология. Государство и политические режимы.
5.
Малетин
С.С. - Политология. Учебное пособие. 1998 г.
6.
Политология.
Учебник под редакцией профессора М.А. Василика
7.
Малетин
С.С. - ПОЛИТОЛОГИЯ. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного
отделения. Новосибирск - 1998