Политические мыслители России
Содержание
Введение
1. Развитие политической
мысли в России
2. Политические портреты
мыслителей XIX- начала XX веков
2.1 Бердяев Николай
Александрович (1874-1948)
2.2 Градовский Александр
Дмитриевич (1841 - 1889)
2.3 Ильин Иван
Александрович (1883-1954)
2.4 Плеханов Георгий
Валентинович (1856-1918)
2.5 Новгородцев Павел
Иванович (1866-1924)2.6 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)
2.7 Чичерин Борис
Николаевич (1828-1904)
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Специфика
социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти
и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя.
Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на
исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый
период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял
последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов
Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время
развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей
страны. Многие десятилетия в учебниках, в научно-популярной литературе
историческим личностям отводилась весьма скромная роль: прошлое объяснялось
развитием производительных сил и производственных отношений, классовой борьбой,
материальными и другими факторами. Но без выдающихся личностей, которыми всегда
была богата Россия, история лишена живого лица и представляет собой абстрактную
мертвую конструкцию. Политическая публицистика заняла важное место в
агитационной и пропагандистской деятельности русских революционеров в середине
XIX - начало XX вв. Непревзойденные образцы представлены, например, в
бесцензурных изданиях А.И. Герцена - Н.П. Огарева. Не будет преувеличением
утверждение и о том, что большинство русских писателей и ученых того времени
отдали в своем творчестве дань политической публицистике: А.С. Пушкин, Ф.И.
Тютчев, М.П. Погодин, Д.И. Писарев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Катков,
В.Г. Белинский, А.Д. Градовский, П.Н. Ткачев, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев и мн.
другие. Цель - кратко охарактеризовать отдельных выдающихся политических мыслителей
середины девятнадцатого века и начала века двадцатого. Работа состоит из
введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий
объем работы 19 страниц.
1 Развитие политической мысли в России
По
целому ряду объективных причин Россия позднее других государств вышла на
историческую арену. Влиятельным субъектом европейской политики она стала лишь в
XVIII веке. Этому предшествовали несколько веков внутреннего созревания, важных
социально-экономических и духовных процессов, не последнее место среди которых
заняла разработка политической идеологии самодержавия. Как и во всех
средневековых странах Европы, основные теоретические концепции на Руси
вдохновлялись церковью.
Первые памятники политической мысли на Руси – «Слово о законе и благодати»
киевского митрополита Иллариона (первого славянина – главы русской православной
церкви, XI в.), «Повесть временных
лет», «Слово о полку
Игореве» (XII в.). Основные идеи политического характера,
содержавшиеся в этих произведениях – обоснование независимости Руси от Византии
(как в духовном, так и в политическом плане), укрепление княжеской власти,
объединение Руси, борьба с врагами (прежде всего с кочевниками).
В
последующие столетия политическая мысль на Руси и в России долгое время
продолжала развиваться в тесной связи и по сути дела в рамках церковной
православной мысли. С XVI в. русская политическая мысль секуляризируется –
приобретает светский характер. В XVII–XVIII вв. в Россию проникают
западноевропейские политические теории. К началу XIX в. в России широко распространяется идеология либерализма.
Общей идеей, объединяющей памятники нашей средневековой
политической мысли, была идея об особой роли России как единственной в мире
страны, сохранившей правую веру. Представление это было очень величественно, но
и весьма ответственно. Ведь если истина сосредоточена у нас, а весь окружающий
мир духовно «изрушился», то, строя свое государство, мы, русские, должны идти
каким-то совершенно своеобразным путем, а на чужой опыт опираться лишь в очень
ограниченной степени - как на опыт отрицательный. Не трудно понять, что
такой подход был чреват опасностью самоизоляции, косности и застоя.
Однако реальная жизнь, насущные потребности государства рано или
поздно ломают любые препятствия на своем пути, а сковывающие развитие
идеологические схемы постепенно уходят в прошлое. В России это особенно было
заметно в XVIII в.
А.И.Герцен (1812-1870) много страниц в своих произведениях
посвятил обоснованию этой миссии. Художественно выражая мысль о преимуществах
отсталой России перед обогнавшими ее странами, он писал, что история, как
бабка, страшно любит младших внучат. Здесь мы видим аргумент, безусловно,
близкий тому, что приводил в XV в. митрополит Зосима. Не позволяет ли даже
такой частный факт отметить некую общую традицию русской политической мысли? В
70-80-х
г. XIX в. на смену революционной демократии пришло народничество, в котором
выделяют три основных направления: пропагандистское (П. Лавров),
анархо-бунтарское (М. Бакунин) и заговорщическое (П. Ткачев).
П.Л.Лавров (1823-1900) основной упор делал на подготовке революции
путем развития научной мысли среди интеллигенции и пропаганде социалистических
идей в народе. Основным субъектом исторического действия, по его мнению,
являются «критически мыслящие личности». Понимая несправедливость и
неразумность существующего общественного устройства и необходимость замены его
справедливым и разумным социализмом, эти личности (из интеллигенции, осознавшей
свой долг перед народом) несут соответствующие идеи в массы, которые потом и
осуществляют под их руководством революцию.
М.А.Бакунин (1814-1876) исходил из того, что народ к революции
готов всегда, а русский крестьянин - социалист от рождения.
Поэтому он предлагал не тратить время на пропаганду, а сразу начинать бунтовать
народ, опираясь при этом даже на разбойников - идеальных, как он
считал, русских революционеров. Бакунин был врагом всякой государственности,
так как она порождает становящуюся над обществом бюрократию. На место
разрушенного в ходе народной революции государства должно встать, по Бакунину,
общинное самоуправление.
П.Н.Ткачев (1844-1886), в отличие от других народников, не верил в
способность крестьянства осуществить революцию. Но зато он считал сравнительно
простым делом захват власти в стране. Самодержавие, по мнению Ткачева, не имело
прочных корней в обществе и его можно было свалить с помощью «заговора», то
есть твердых и решительных действий сознательных революционеров, объединенных в
конспиративную централизованную партию. После прихода к власти сознательное
меньшинство, опираясь на мощь государства, должно организовать просвещение
народа и преобразовать жизнь на основах социализма. Однако, предупреждал Ткачев,
с этим переворотом нужно поторопиться, так как в России медленно, но неуклонно
развитие идет в сторону капитализма, а утверждение его отодвинет
социалистическую перспективу страны на неопределенное время.
Ожесточенная
борьба между западниками и славянофилами,
в т.ч. и в сфере политических идей шла почти весь XIX в.
Западники
(Т.Н.Грановский, И.С.Тургенев, П.В.Анненков, П.Я.Чаадаев и др.) выступали за
принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за
развитие промышленности, торговли, путей сообщения и транспорта, проведение
прозападных реформ и давление общественности на государя с этой целью.
Славянофилы (К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский и др.) считали западный
путь неприемлемым для русского народа с его особым миропониманием и жизненным
укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное
взаимодействие общества и власти, соборность, особая православная духовность.
Они говорили об особой миссии России, её нравственном превосходстве и важнейшей
роли православия, которое следует освободить от контроля государства, и
выдвигали идею о том, что Россия соберет под знаменем православия все
славянство, а затем и всю европейскую цивилизацию, и станет ядром обновленной
мировой христианской цивилизации.
В
официальной политической мысли в конце XIX в. господствовали идеи,
развивавшие концепцию графа Уварова («православие,
самодержавие, народность»). Большое влияние на политические идеи в России в
царствование Александра II
оказывал М.Н.Катков (1818–1887), издатель ряда влиятельных газет и основатель
Императорского лицея в Москве. Если в 1830-е гг. он примыкал к
гуманистам-либералам во главе с Н.В.Станкевичем (в этом кружке родилось немало
влиятельных впоследствии идей и участвовали многие российские интеллектуалы, от
В.Г.Белинского до Грановского и Аксакова), то к 1850-м гг. эволюционировал к
умеренному либерализму и выступал за введение в России политического строя
Великобритании – парламентской монархии. Но в 1860–1870-е гг., в эпоху реформ
Александра II, Катков стал вдохновителем
реакционной политики и контрреформ. Другой крупный политический мыслитель
второй половины XIX в., К.П.Победоносцев (1827–1907), обер-прокурор Священного
Синода (центрального органа русской православной церкви) в 1880–1905 гг.,
имевший исключительное влияние на Александра III (царствовал в 1881–1894 гг.) и воспитывавший Николая II (царствовал в 1894–1917 гг.), был
сторонником и вдохновителем реакционной политики, решительного подавления как
революционных, так и либеральных идей. Его основной политической идеей было
сохранение самодержавия в Российской империи всеми силами.
Параллельно
с этими идеями развивались концепции
революционеров- демократов (А.И.Герцен, Н.П.Огарев,
В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.), призывавших к решению
общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики
на основе крестьянской общины, к децентрализации. В.И.Ленин (1870–1924) начинал с
критики народничества вообще, стоял на позициях марксизма с его идеями
пролетарской революции и диктатуры пролетариата – ведущей силы революции, идеей
классовой борьбы и т.д., но предложил идею возможности социалистической
революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов, Мартов и
другие доказывали, что Россия не готова к социалистической революции, и
выступали за эволюционный путь, солидаризируясь с идеями европейской
социал-демократии. Г.В.Плеханов (1856–1918) прошел непростой путь от
народничества к марксизму и затем к социал-демократическим идеям, став одним из
лидеров меньшевизма. Почти сорок лет он жил в эмиграции в Западной Европе.
Вернувшись в Россию в 1917 г., он поддержал Временное правительство, но
выступил против контрреволюции и белого движения.
Другой
лидер меньшевиков, Мартов (настоящая фамилия Цедербаум), соратник Ленина по
газете «Искра», выступил против диктатуры большевиков и в 1920 г. при тайном
содействии Ленина эмигрировал в Западную Европу, где продолжал борьбу с
коммунистами с позиций социал-демократии. Следует упомянуть также о появлении в
20-е гг. в среде русской эмиграции течения евразийства, поддержанного многими
учеными (Вернадский, Карсавин и др.). Суть его – Россия есть особая страна,
сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. Евразийцы хотели
сохранить ряд советских институтов власти и после падения СССР: Советы без
коммунистов, одновременное существование государственной и частной
собственности на землю и т.д. Особую объединительную роль они отводили
православию. В начале ХХ в. борьба политических идей в России стала еще более
напряженной. С созданием в 1905 г. Государственной Думы основные политические
идеи стали приобретать практический характер программ тех или иных партий и
парламентских фракций. Революции 1917 г. по сути дела положили конец этой
конкуренции идеологий и программ, приведя в итоге к установлению диктатуры
большевиков и созданию ими тоталитарного режима.
Широкую
известность в это время получили политические портреты таких ярких российских
политических мыслителей как Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Н.А.Бердяев,
Н.Н.Алексеев, Е.Н.Трубецкой, А.Д.Градовский, И.А.Покровский, предложившие
совершенно эвристические для российской истории XIX – начала ХХ в. модели
правовых идеалов. Особый интерес для историков отечественной политической мысли
представляют труды представителей русской академической науки — профессоров и
преподавателей университетов и других высших учебных заведений России XVIII —
начала ХХ вв., посвященные отечественной интеллектуальной, духовной,
политической истории: В.О.Ключевского, А.С.Алексеева, К.Д.Кавелина,
М.М.Ковалевского, В.И.Ламанского, А.И.Стронина и многие другие.
В 1830-е гг. С.С.Уваров выдвинул
формулу «православие, самодержавие, народность», которая должна
была стать идеологической основой российского самодержавия и определять
политический режим России. Она означала, что в идеологической сфере российская
жизнь должна определяться православием, политическое устройство – абсолютной
властью императора, а культурно-социальный климат общества – самобытным путем
развития России, традициями русского народа и сближением различных сословий.
В
следующей главе кратко рассмотрим политические портреты некоторых мыслителей
России XIX- начала XX веков.
2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков
2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Выдающийся
русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал
влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев,
Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмом
и неокантианством. В 1898 году за пропаганду социалистических идей был
арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологодскую
губернию. В тот период приобрел известность, как «критический марксист». Однако
затем переходит к философии личности и свободы в духе религиозного
экзистенциализма и персонализма. Первая его теоретическая статья уже содержала
критику ортодоксального марксизма, т.к. он стремился исходить из объективных
знаний об обществе, придерживаясь общечеловеческих ценностей, не сковывая себя
классовой идеологией. Постепенно отошел от социал-демократии, участвовал в
сборнике «Вехи» (1909). В этом издании вместе с другими авторами Бердяев
высказывал беспокойство по поводу катастрофических последствий тотальной
идейной борьбы в России. В публикациях 1910-х гг. заявил о себе как глубокий
религиозный философ. Бердяев в ряде работ пытается «очистить» «вечную правду»
христианства от искажений, привнесенных церковью. Не бытие в основе его
миропонимания, а свобода. Основные сочинения Бердяева: «Философия свободы»,
«Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.
В
годы Первой мировой войны появилась серия статей о русском национальном
характере, которые он затем собрал в сборнике «Судьба России». Рассуждая об
особенностях русского народа, Бердяев выделяет в качестве главной из них
антиномичность, т.е. сочетание противоположностей в характере. Так, русский
народ, указывает Бердяев, является одновременно и самым анархичным,
безгосударственным, и, в то же время, наиболее бюрократизированным и склонным к
обожествлению власти. Русские, по его мнению, являясь самым терпимым и
нешовинистическим народом, сочетают эти качества с самыми дикими проявлениями
национальной ограниченности. Наконец, свойственное русским вольнолюбие,
стремление к свободе духа, неприятие мещанской ограниченности, вполне уживаются
с тем, что Россия – «страна неслыханного сервилизма».
Бердяев
приветствовал Февральскую революцию как народную и резко выступил против
Октябрьского переворота, осуждая большевиков за революционный экстремизм и
развязанную ими стихию насилия. Величайший гуманист, Бердяев вообще призывал
перейти к неполитическим формам совершенствования человеческого общежития через
повышение нравственности. Какое-то время он относительно мирно уживался с Советской
властью, однако в силу своих взглядов и убеждений рано или поздно должен был
стать лицом, неугодным режиму. В 1922 году был арестован, выслан из страны на
«философском пароходе», в конце лета 1922 года. За границей написал множество
книг, снискал мировую славу. Среди эмигрантов слыл «левым». В 1937 году на
немецком и английском языках вышла его книга «Истоки и смысл русского
коммунизма».
Бердяев
прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному
реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и
предлагал свести политику до минимума, растворить её в культуре религии.
2.2 Градовский Александр
Дмитриевич (1841 - 1889)
Выдающийся
юрист-государствовед. Образование получил в харьковской второй гимназии и в
Харьковском университете. Был редактором «Харьковских Губернских Ведомостей»,
потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. В 1866 году
Градовский защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень
магистра государственного права. В 1867 начал чтение лекций по государственному
праву. В 1868 он назначен был исполняющим должность экстраординарного
профессора в императорском Александровском лицее. В 1868 году Горадовский
защитил свою докторскую диссертацию «История местного управления в России»,
после чего был избран экстраординарным, а через год - ординарным профессором
университета. «Государственное право важнейших европейских держав. Часть
историческая» представляет собой анализ тех фактов политической истории
Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к
конституционализму. Много лет Градовский был постоянным сотрудником «Голоса», а
также «Русской Речи».
Обширный капитальный труд
Градовского «Начало русского государственного права» вышедший в 1875 году,
является замечательным, а по времени первым серьезным опытом систематического
изложения основ русского государственного права и весьма удачно соединяет
исторический и догматический методы в освещении всех главных вопросов нашей
государственной жизни. В смысле обстоятельной исторической разработки отдельных
сторон русского государственного строя (например, Сената, сословий) некоторые
отделы труда и до сих пор не потеряли своего крупного значения.
Как публицист Градовский
в первом периоде своей деятельности до 1881 года был представителем либерализма
в наиболее умеренной его форме. Градовский верит в возможность укрепления и
развития начатых в первой половине 1860-х годов реформ при сохранении
незыблемым неограниченного самодержавия и в то же время является сторонником
буржуазной национально-либеральной политики. Но когда после 1881 году курс
«новой национальной политики» окончательно выяснился, и надежды на самые
умеренные реформы совершенно исчезли, Градовский примкнул к оппозиционному
лагерю.
2.3 Ильин Иван
Александрович (1883-1954)
Русский
философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и противник советской
власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). Родился в Москве
в дворянской аристократической семье.
Взгляды Ильина сильно
повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного
направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.
В 1906 году закончил
юридический факультет в Императорском Московском университете и остался
работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве. В 1909
году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права. В 1918
году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности
Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты —
профессор П.И.Новгородцев и профессор князь Е.Н.Трубецкой.
В годы первой русской
революции Ильин был человеком достаточно радикальных взглядов. После 1906 года
Ильин обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого
крыла кадетской партии. В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был
выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе
из России. В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом, а также
ярым противником коммунизма и большевизма. С 1923 по 1934 год работал он профессором
в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства
иностранных дел Германии. После 1930 г. финансирование РНИ германскими
правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на
антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах т. н. «политического
протестантизма» (изд-во «Эккарт»). С 20-х гг. Ильин стал одним из главных
идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был
редактором и издателем журнала «Русский колокол».
Иван Ильин написал более
50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском
языках. Наиболее известны: труды о юриспруденции и праве, в том числе: «О
сущности правосознания», «Общее учение о праве и государстве», двухтомник
«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сопротивлении
злу силой» и др.
2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)
Теоретик
и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного
социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».
Родился
в семье отставного штабс-капитана. В 1876 вступил в народническую организацию
«Земля и воля», участник Казанской демонстрации 1876; после Воронежского
съезда — организатор «Чёрного передела». С 1880 года Плеханов находится в
эмиграции. В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической
партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. В 1883 году основал первую российскую
марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». На втором съезде
РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось
бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то
перед таким ограничением преступно было бы остановиться». После 2-го съезда
РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров
меньшевистской фракции социально-демократической партии России. В Первую
мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей
на позициях социал-шовинизма.
Во время первой революции 1905-1907 не мог приехать в Россию. Февральская
революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Он
поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов»
В.И.Ленина, называя их «бредом».
К
Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к
социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки,
из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Предостерегал,
что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией»
может иметь печальные последствия.
Автор множества работ по
философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.
2.5 Новгородцев Павел
Иванович (1866(18660312)-1924)
Юрист, философ,
общественный и политический деятель. Один из представителей либерализма в
России. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1894
года — приват-доцент, с 1897 — магистр права. В 1903 году защитил
докторскую диссертацию в Петербургском университете. Избран экстраординарным
профессором юридического факультета Московского университета по кафедре
энциклопедии права. В 1906-1918 годах - ректор Московского коммерческого
института.
С 1904 года — член
совета Союза Освобождения, с 1905 года — член кадетской партии. Депутат I
Государственной Думы от Екатеринославской губернии. Подписал «Выборгское
воззвание» 1906 года в Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного
Уложения.
В годы первой мировой
войны работал во Всероссийском Союзе городов, был московским уполномоченным
Особого совещания по топливу. Избран в ЦК кадетской партии. В 1918 году
проводил кадетские конференции в Екатеринодаре и Харькове. Был официальным
оппонентом на защите диссертации Ильина И.А. на тему «Философия Гегеля как
учение о конкретности Бога и человека».
Вокруг Новгородцева как
учёного и его идей сложилась школа философии права и социальных философов: его
учениками были И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, идеи разрабатывались С.Л.Франком и
др. Главный труд Новгродцева - первый том задуманной им трилогии «Об общественном
идеале» - посвящен анализу идей К.Маркса и его последователей, где Новгородцев
доказывал наличие в марксизме двух абсолютно несовместимых комплексов идей -
основанного на научном анализе эволюционного учения об обществе и псевдорелигиозности
революционного учения.
После Февральской революции
1917 года, которую Новгородцев встретил с тревогой, на 8-м съезде партии (май)
вновь избран членом ЦК. Поддержал П.Н.Милюкова в том, что единств, «путь
отрезвления - физическая сила», выражал надежду, что к осознанию этого придут и
министры-социалисты: «они быстро учатся», начинают «понимать элементарные
истины». Предлагал припугнуть социалистов уходом кадетов из правительства. В
июле настаивал на твёрдости и неуступчивости по отношению к социалистам,
пользуясь готовностью А.Ф.Керенского принять любые условия Партии Народной
Свободы. На 9-м съезде партии (июль) заявил, что кадеты никогда не вступят в
кабинет, проводящий соц. курс: по его словам, будущее России зависит от того,
удастся ли «сдержать» социалистов и создать правительство, основанное на
подлинно национальной программе.
2.6 Кавелин Константин
Дмитриевич (1818-1885)
Русский историк, правовед
и социолог, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета.
В 1857-1861 профессор Петербургского университета. В 1840-е был близок
Т.Н.Грановскому, А.И.Герцену и занимал западнические позиции. В 1855
составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй
за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную
А.И.Герценом в «Голосах из России» (1857) и Н.Г.Чернышевским в журнале
«Современник» (1858). Это повело к отстранению Кавелина от чтения лекций
наследнику престола по истории и правоведению. С либеральных позиций
поддерживал подготовку и проведение крестьянской реформы 1861. В брошюре
«Дворянство и освобождение крестьян» (1862) выступил против идеи конституции с
апологией сильной самодержавной власти. С конца 1850-х сближался со
славянофилами. В 1866 представил царю консервативную записку «О нигилизме и
мерах против него необходимых». В 1860-1880-х выступал против материализма в
психологии и этике.
Общие вопросы истории
освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую
форму. Наряду с Б.Н.Чичериным стал основателем государственной школы в русской
историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа.
Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в
истории России, а власть — инициатором и гарантом прогресса. К трудам
философского характера относятся «Задачи психологии» и «Задачи этики».
Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: «Взгляд на юридический
быт Древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о
русской истории».
2.7 Чичерин Борис
Николаевич (1828-1904)
Русский правовед, философ
и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Б.Н.Чичерин
происходил из старинного дворянского рода. Среди учителей был К.Н.Бестужев-Рюмин.
В 1845-1849 годах -
студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей
были Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Большое влияние на формирование
взглядов Чичерина оказал Т.Н.Грановский. Недолгое увлечение славянофильством
сменилось сближением с западничеством. В конце 1840-х - начале 1850-х гг.
знакомится с П.В.Анненковым, А.И.Герценом, К.Д.Кавелиным, И.С.Тургеневым.
Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских
политических мыслителей. В 1853 году представил к защите магистерскую
диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с
заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации
России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления
цензуры.
В 1857 году познакомился
с Л.Н.Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие
отношения. В 1858-61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время
которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в
Лондоне встречается с А.И.Герценом, который опубликовал «Современные задачи
русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе
уже в ранние свои годы репутацию консерватора. В 1861-1867 годах Чичерин -
экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного
права; вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста
против курса Министерства народного просвещения.
В 1869-1872годы им
написаны и изданы в Москве «История политических учений», «Наука и религия»
(1879). В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом
посту досрочно ушедшего в отставку С.М.Третьякова. Участвовал в мероприятиях по
случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая
на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских
сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость
сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к
императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки. В
сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б.Н.Чичерина почетным
гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в
звании Московского городского Головы».
Вернувшись в Караул,
Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а
также по химии и биологии, которые дали основание Д.И.Менделееву рекомендовать
Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества.
Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского
земства. В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть
которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.
Твердо и неуступчиво
защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень
сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления
революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот,
делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в
Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные
круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя.
Не случайно поэтому было
приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете,
в преподаватели наследника Николая Александровича. Но репутация консерватора,
очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти
верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного
движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете
лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.
Чичерин – представитель
«государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской
диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки
Англии и Франции» (1858)) обосновывал решающую роль государства в русской
истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере
соответствовала принципам гегелевской философии истории.
В то же время Чичерин был
сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену
крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления,
ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого
человека.
Либеральные воззрения
Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном
представительстве, Курс государственной науки, Собственность и государство и
др.
В духе гегельянства он
считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом
человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально
причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом.
«Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его
разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл
происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В
историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей,
поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой
мысли, история философии.
Заключение
Как видим, в Российской
истории личность всегда играла важную роль. На политической арене XIX- начала XX веков действовали яркие и
сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов.
Сейчас в нашей стране к
нам возвращаются не только их имена, но и их книги, идеи. Приходит и понимание
того, что теоретические разногласия не преодолеваются силой запретов.
Непрерывный диалог между учеными-политологами и политиками разных направлений,
властью и оппозицией - вот непременный атрибут демократического
общества.
Подводя итог, отметим,
что изучение политических и правовых учений прошлого (а каждый прожитый нами
день с позиции наступающего дня становиться прошлым) помогает лучше понять не
только прошлое, но и настоящее. Связь прошлого и настоящего настолько велика,
что нередко сейчас, в XXI веке, мы продолжаем анализировать тексты сочинений
выдающихся мыслителей прошлого, даже ведем с ними полемику как с живыми, нашими
современниками.
Об этом говорил и великий
русский мыслитель-патриот И.А.Ильин, обращая внимание на то, что мы должны «все
изболеть и осмыслить, чтобы выстрадать и приобрести тот духовный опыт, который
будет потом светить нашим потомкам в поколениях».
Список использованной
литературы
1.
Арсланов,
Р.А. Кавелин: человек и мыслитель / Р.А.Арсланов. - М.: Изд-во Рос. ун-та
дружбы народов, 2000. - 387 с.
2.
Волобуев,
П.В. Политические деятели России (биографический словарь) / П.В.Волобуев. - М.:
Большая российская энциклопедия, 2001. - 432 с.
3.
Главацкий,
М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940 / М.Е. Главацкий. - М.:
Аспект-Пресс, 2008. – 421 с.
4.
Государственная
дума Российской империи 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая
энциклопедия, 2008. - С.415-416.
5.
Гринин,
Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического
процесса / Л.Е.Гринин. - М.: УРСС, 2007. - 272 с.
6.
Евлампиев,
И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н.Чичерина / И.И.Евлампиев.
- СПб.: Издательство РХГА, 2005. - С.3-30.
7.
Зернов,
И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России / И.Н.Зернов. - М.: Алгоритм,
2007. - 240 с.
8.
История
России в портретах государственных и политических деятелей. - М.: Омега-Л,
2002. - 336 с.
9.
Справочник
по истории Отечества / сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков, Т.А. Спиченко. –
Томск: Изд. ТПУ, 2003. - 75 с.
10. Википеди Я. Свободная
энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.