Физика как источник теорем дифференциального исчисления
Физика как источник теорем дифференциального
исчисления
А.В.Ястребов
В
статье показано, что житейские, донаучные представления студентов о физическом
мире представляет собой педагогически значимую величину, которую целесообразно
использовать в процессе преподавания математики. Выявлено физическое
происхождение условий некоторых математических теорем. Предложены элементы
методики изложения основных теорем дифференциального исчисления, основанные на
их взаимосвязи с физикой. Статья написана в рамках авторской концепции
моделирования базовых свойств научных исследований в учебном процессе. 1. Об
уровне физической интуиции студентов
Для
определения уровня физической интуиции студентов автором был поставлен
эксперимент, проводившийся 1987-88 годах на базе Ярославского государственного
педагогического университета (ЯГПУ) и Ярославского государственного
университета (ЯрГУ) [4, 5].
В
основу эксперимента были положены следующие соображения. Во-первых, математику
естественно рассматривать как составную часть естествознания. По этому поводу
знаменитый математик нашего века Дж. фон Нейман пишет следующее:
"Некоторые из наиболее ярких идей современной математики (я убежден, что
это - ее лучшие идеи) отчетливо прослеживаются до своих истоков в естественных
науках" [2]. Сужая объект рассмотрения и говоря о математическом анализе,
мы можем сказать, что он был создан для описания механических движений тел.
Известный российский математик А.Н.Крылов пишет: "Ньютон открыл и дал
основы исчисления бесконечно малых, исходя из понятий механических и
геометрических". (Цит. по книге А.Н.Колмогорова [1. С. 95].) Во-вторых,
создатели математического анализа - Ньютон, Эйлер, братья Бернулли и другие -
не были "чистыми" математиками, а имели серьезные труды в области
механики, физики, астрономии и других наук. Естественно, что в их сознании не
было перегородки, отделяющей математику от физики. Изучение движений тел давало
материал для введения математических понятий, а математические теоремы
позволяли описывать движения тел и находить физические законы. Преподаватель,
приступающий к изложению дифференциального исчисления, может попытаться так
организовать его изучение, чтобы студенты получили и усвоили информацию примерно
тем же путем, каким усвоили ее создатели математического анализа.
Обращаясь
к опыту детей, следует сказать, что они наблюдают движения тел с самого раннего
возраста. Они легко могут сравнить скорость движения качелей в верхней и нижней
точке, достаточно хорошо описывают движение поезда в момент смены направления
движения и т.п. Преподаватель, приступающий к изложению дифференциального
исчисления, должен уметь активизировать представления детей о физическом мире и
направить их в нужное русло.
Все
вышесказанное привело к той гипотезе, которая высказана в резюме в качестве
утверждения. Для ее проверки был проведен эксперимент со студентами первых двух
курсов упомянутых вузов. В нем участвовали 374 человека, обучающихся на разных
факультетах и приобретающих разные специальности: