Принципы маркетинга
Принципы маркетинга.
Это основные
черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью.
Они отражают сущность, вытекают из современной. концепции и предполагают эффективное
достижение целей маркетинговой деятельности:
1) Воздействие
на спрос и сбыт
2) Изучение
рынка
3)
Приспособление пр-ва к рынку
Функции
маркетинга.
1) Комплексное
исследование рынка
2) Планирование
ассортимента
3) Планир-е и
орг-я товародвижения
4) Сервисное
обслуживание
5)
Ценообразование
6)
Рекламирование
7)
Социально-этическая деятельность
Товар в системе маркетинга.
Товар – ср-во
передвижения, с пом. кот. можно удовл. потребности

Товары
Инд.
потребления произв. потр.
Требования к
товару:
1)Обеспечение
потребит. параметров
2)Должен
создаваться на основе стандартов
3)Должен
характеризоваться рыночной новизной
Конкурентоспособность
товаров определяется сравнением товаров между собой.
Жизненный цикл
товара
Явление периодического колебания объемов и продолжительности производства
и сбыта товара в экономической науке называется экономическим циклом жизни
товара или короче - циклом жизни товара.
Система маркетинга в первую очередь включает в себя цикл жизни товара на
рынке. По времени этот цикл короче экономического цикла, который включает фазы
проектирования продукта, его экспериментальное производство и первоначальный
период серийного производства, когда товар еще не "дошел" до
потребителя. Согласно концепции жизненного цикла товар, подобно живому
организму, рождается, живет и умирает.
В своей рыночной жизни он проходит последовательно несколько фаз -
внедрение, рост, зрелость и спад.
Цель фазы внедрения - создание рынка для нового товара. На этой фазе
предприятие почти не получает прибыли в связи с большими издержками
производства. Маркетинговые расходы при этом не велики, конкуренция, как
правило, ограничена.
Фаза роста означает признание товара потребителями и быстрое увеличение
спроса на него. Эта фаза характеризуется существенным увеличением объема продаж
и возрастанием прибыли.
Фаза зрелости характеризуется повышением степени насыщенности рынка,
постепенным замедлением темпов продаж. Новый товар переходит в разряд
традиционных. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает
снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности
товара. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов.
Фаза спада - период устойчивого снижения у производителя спроса, объема
продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару. У изготовителя
(продавца), как правило, на этой фазе могут быть три варианта альтернативных
направлений деятельности: сократить маркетинговые программы; оживить продукт,
улучшив его положение на рынке, упаковку; прекратить выпуск продукции.
Весьма важным является определение момента выхода на рынок нового товара.
Его должны выбирать так, чтобы затраты па новый товар успели окупиться и
принести достаточную прибыль до его морального устаревания.
Оценка конъюнктуры и
определение емкости рынка
Конъюнктура рынка - это
совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность
предприятия на рынке, характеризующаяся определенным соотношением спроса и
предложения на продукцию данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Исследование конъюнктуры рынка проводится по трем уровням:
общеэкономическому, отраслевому и товарному.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка - установить, в какой
мере деятельность промышленности и торговля влияют на развитие рынка в ближайшей
перспективе и какие меры необходимо принять для более полного удовлетворения
спроса населения на товары, при условии рационального использования
производственного потенциала и возможностей производителя.
Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных
решений по управлению производством и сбытом товаров.
Изучение конъюнктуры рынка предполагает комплексный подход и проводится в
три этапа:
1) Информационный - сбор информации на основе использования различных
видов источников и разработка комплекса показателей.
2) Аналитический - анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка
в сочетании с ретроспективным обзором.
3) Методический - разработка предложений и рекомендаций на основе
применения различных методов анализа и прогноза.
Сбор информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. При
исследовании используются различные виды информации, полученные из различных
источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Аналитический этап исследования
конъюнктуры рынка заключается в предсказании вероятного характера дальнейшего
развития рынка на краткосрочную перспективу, как правило, на один-два
квартала.
Методический этап исследования конъюнктуры рынка отражает результаты
проведенного исследования и анализа, и может содержать:
а) перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта
(совершенствование графиков поставок, изменение зон сбыта, рекламы и т.п.);
б) перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить;
в) перечень товаров, выпуск которых следует увеличить;
г) перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства. Конъюнктурные
исследования проводятся в рамках маркетинговой деятельности предприятия и их
результаты представляются в виде аналитических документов: сводного обзора, доклада,
тематического обзора конъюнктуры или оперативной информации.
Емкость товарною рынка - это возможный объем реализации товара
(конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен.
Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного
предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и
качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и
натуральных показателях продаваемых, а, следовательно, и покупаемых товаров.
Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и
проведении экспертных операций применяется понятие "видимого"
потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом
экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и
реальный.
Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из
которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и
сдерживать ею развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов
можно разделить на две группы общего и специфического характера. Общими
являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого
товара:
Особенности маркетинга в России
Знакомство с
концепцией маркетинга началось в начале 70-х
годов. В этот период маркетинг трактовался как буржуазная лженаука
"полностью неприемлемая для социалистических предприятий ввиду коренного
различия капиталистических и социалистических производственных отношений4".
Считалось, что применение рыночной концепции в управлении может привести к
искажению действительной природы и направленности социалистического
производства.
Несмотря на это, нашими учеными была проделана большая работа по изучению
и обобщению научного и практического опыта маркетинга в зарубежных странах. В
начале 70-х годов была создана секция маркетинга при Торгово-промышленной
палате СССР. Некоторые проблемы потребительского спроса изучались Всесоюзным
научно-исследовательским институтом конъюнктуры и спроса. Кроме того,
работникам внешнеторговых организаций рекомендовалось изучать и использовать в
своей деятельности отдельные элементы маркетинга, такие как методы
распределения и сбыта продукции, продвижение, реклама.
Коренной переворот во взглядах на маркетинг в нашей стране произошел в
годы перестройки. Однако неразвитость рыночных отношений препятствует
применению маркетинга в полном объеме. Пока в нашей стране могут успешно
применяться лишь его отдельные приемы и методы.
С развитием рынка в России формируются условия для целенаправленной и
комплексной маркетинговой деятельности. Применение принципов и методов
современного маркетинга с учетом национальных особенностей нашего общества
позволяет использовать зарубежный опыт удовлетворения общественных потребностей
и совершенствования хозяйственного механизма.
Ассортимент и кач-во товара
В настоящее
время большое значение в экономике придаётся рациональному формированию
ассортимента товаров и услуг.
Формирование
ассортимента – это подбор изделий, кот. предприятия будут производить и
предлагать на рынке. По номенклатуре
предлагаемых на рынке товаров ассортимент разделяют на основной и
дополнительный. Основной – главная часть ассортимента. Почти весь оборот
приходится на главный ассортимент. Дополнительный – дополняет основной.
Планирование товародвижения в маркетинге.
Товародвижение
– с-ма, кот. обеспечивает доставку товара к местам продажи в нужное время и с
макс. уровнем обслуживания покупателей.
Это инструмент
стимулирования спроса. Результаты планирования товародвижения оказывают влияние
на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору
каналов сбыта и т д.
Важно выбрать
канал товародвижения – прямой или через посредника. Преимущ-ва прямой доставки
товаров непосредственно к потребителю может быть эффективным, если кол-во
товара велико и рынок потребителей охватывает большой регион.
Некоторые
товары лучше реализовывать через посредников. Здесь тоже
важен выбор
канала.
Каналы.
Посредники
выполняют ряд функций:
1. Маркетинговые исследования - участники каналов сбыта ближе к рынку и
обладают обширной информацией о запросах и предпочтениях потребителей, их
характеристиках, особенностях и т.д.
2. Продвижение - посредники берут на себя часть функций по созданию и
распространению информации о товарах среди предприятий розничной торговли на
местах, рекламу в местных средствах массовой информации.
3. Установление контактов - участники каналов сбыта стремятся
устанавливать и поддерживать связи с потенциальными потребителями.
4. Планирование продукции - участники каналов сбыта зачастую принимают
участие в планировании существующих и новых товаров, помогают определить место
товара па рынке.
5. Организация товародвижения - посредники берут на себя выполнение работ
по подбору, транспортировке, складированию товаров.
6. Ценообразование - посредники устанавливают свои наценки к ценам
производителей, влияя таким образом на конечную продажную цену.
7. Финансирование - приобретая товары, покрывая расходы, связанные с
функционированием канала, участники канала обеспечивают финансовыми ресурсами
процесс обращения товаров.
8. Принятие риска - заключается в принятии на себя ответственности за
функционирование канала.
9. Обслуживание потребителей - участники канала обеспечивают разнообразие
и выбор продукции, привлекающие потребителей, обеспечивают проданные товары
гарантийным и послегарантийным сервисом, если они в нем нуждаются, выполняют
необходимые ремонтные работы, обеспечивают запасными частями и т.д.
Оценка привлекательности рынка с помощь.
Бостонской матрицы (БКГ)