Параметры и элементы логистического обслуживания
Поток
- это один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое,
существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в
абсолютных единицах. Поток в определенные моменты времени может быть запасом
материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.
Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и
конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории),
скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность[3,28].
Параметры
потока характеризуют число объектов, которые имеются в наличии в конкретный
момент времени и измеряются в абсолютных единицах. Между статическими
величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная
взаимосвязь.
Категории
потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда без
столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике.
Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных экономических
категорий, впрочем, как и логистические закономерности - частным проявлением
общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между
потоком и запасом далеко не очевидно.
Основные
параметры, характеризующие поток: его начальный и конечный пункты, геометрия
пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения,
промежуточные пункты, интенсивность.
Материальные потоки в логистике
характеризуются следующими параметрами:
• номенклатура, ассортимент и количество
продукции;
• габаритные характеристики (общая масса,
площадь, линейные параметры);
• весовые характеристики (общая масса,
вес брутто и нетто);
• физико-химические характеристики груза;
• характеристики тары или упаковки,
транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
• условия договора купли-продажи
(передача в собственность, поставки);
• условия транспортировки и страхования;
• финансовые (стоимостные)
характеристики;
• условия выполнения других операций
физического распределения, связанных с перемещением продукции;
• и др.
Количественно материальный поток
выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д.
Выделяются следующие признаки
классификация материальных потоков[1, 59]:
1. По отношению к логистической системе
различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и
внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и
выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).
2. По отношению к звену логистической
системы материальные потоки делят на входные и выходные.
3. По номенклатуре материальные потоки
делят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Под
номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп
и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.). Применяется
в основном для статистической отчетности, учета и планирования.
4. По ассортименту материальные потоки
делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом
понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования,
отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке
и другим признакам[2,205].
Ассортимент бывает групповой, видовой и
внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют
также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом.
5. В процессе транспортирования грузы
классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки,
габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам
затаривания и др.
Массовый поток - это поток, требующий
транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным
составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.
Крупный поток - это поток, требующий
нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.
Средний поток - это поток, образованный
одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.
Мелкий поток - это поток грузов, меньших,
чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть
совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.
Тяжеловесные потоки - это потоки,
образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том же
весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного
места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках - 0,5
т.
Легковесные потоки - это потоки,
образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме,
определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства,
обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.
Негабаритные потоки - это потоки грузов,
высота одного места которых более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше
длины грузовой площадки.
Насыпные грузы образуют потоки, требующие
специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и
т. п., перевозятся обычно навалом, например, зерно.
Навалочные грузы образуют потоки, не
требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание,
смерзание и др., например, руда, уголь и т. п.
Наливные грузы - это жидкие или
полужидкие грузы, заливаемые в цистерны и в другие наливные транспортные
средства.
Тарно-штучные и штучные грузы имеют
разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться
как в определенной таре (ящики, мешки и др.), так и без тары, поштучно
(длинномерные грузы, прокат и др.). Отличия данных грузов - в единицах
измерения. Единицей измерения штучных грузов являются штуки, тарно-штучных -
количество тары - мешков, ящиков, рулонов и т. п.).
6. По степени детерминированности
параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные
потоки. Детерминированным называется поток с полностью известными
(детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен или
является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется
стохастическим.
7. По характеру движения во времени
различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся,
например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических)
процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью
трубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретными
во времени.
Классификация складов[2,113]:
1. по характеру деятельности:
·
Материальные или снабженческие;
·
Внутризаводские (цеховые, межцеховые);
·
Сбытовые.
2. по виду и характеру хранимых грузов:
·
Универсальные (хранятся штучные и тарно-штучные грузы);
·
Специализированные (хранятся сыпучие, жидкие, газообразные,
огнеопасные и др. грузы);
3. по типу конструкции:
·
Закрытые (имеется пол, потолок, стены, могут быть отдельно
стоящие и встроенные);
·
Полузакрытые (навесы);
·
Открытые (отсутствуют какие-либо приспособления);
·
Специальные (в виде резервуаров).
4. по стеновым материалам (древесина, бетон, металл и т.д.)
5. по температурным условиям:
·
Отапливаемые;
·
Неотапливаемые.
6. по типу оборудования:
·
Стеллажные;
·
Напольного хранения.
7. по степени автоматизации и механизации:
·
Механизированные;
·
Полуавтоматизированные;
·
Полностью автоматизированные.
Оценка эффективности работы складов проводиться по следующим
технико-экономическим показателям:
1.
складской товарооборот – количество реализованной продукции за
определенный период времени (в руб.);
2.
складской грузооборот – количество продукции в натуральных показателях.
С помощью этого показателя определяют трудоемкость работы склада;
3.
грузопереработка – количество перегрузок по ходу перемещения грузов;
4.
коэффициент неравномерности поступления:
Кн = максимальное количество груза, поступившего за один раз/среднее
количество груза, поступившего за один раз
5. удельный складской грузооборот:
Усг = среднее кол-во груза, которое
хранится на складе в течение года/общая площадь склада
6. коэффициент оборачиваемости
Коб = количество реализованной продукции
в месяц/среднемесячный остаток товара на складе
7. коэффициент использования площади
Побщ = Пполезная +
Пприема и отпуска + Пслужебная + Пстац.обор. +
Пвспом
Кисп.пл. = Пполезная/Побщая
0,25<К исп.пл.<0,6
Задание
2
Грузооборот склада равен 2000 т в месяц.
20% работ на участке разгрузки выполняется вручную. Удельная стоимость ручной
разгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1
руб. за тонну. На какую сумму снизится совокупная стоимость переработки груза
на складе, если весь груз будет разгружаться механизировано?
1.
Рассчитаем, какой объем разгрузки
выполняется вручную[4,38]:
2000*0,2=400 т;
2.
Рассчитаем стоимость ручной разгрузки в
месяц:
400*10=4000 руб;
3.
Рассчитаем стоимость механизированной
разгрузки того объема груза, который разгружается вручную:
400*1=400 руб;
4.
Рассчитаем экономию от перехода на
полную механизированную разгрузку:
4000-400=3600 руб.
Ответ: совокупная стоимость переработки груза на складе снизится
на 3600 руб., если весь груз будет разгружаться механизировано.
Задание
3
Исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1. Общий список услуг, которые
могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров.
№
усл.
|
Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
|
№
усл.
|
Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
|
№
усл.
|
Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
|
№
усл.
|
Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
|
1
|
0,5
|
9
|
1
|
17
|
1
|
25
|
3
|
2
|
1
|
10
|
1
|
18
|
4
|
26
|
2
|
3
|
2
|
11
|
2
|
19
|
4
|
27
|
0,5
|
4
|
2
|
12
|
1
|
20
|
2
|
28
|
0,5
|
5
|
1
|
13
|
3
|
21
|
0,5
|
29
|
4
|
6
|
0,5
|
14
|
2
|
22
|
0,5
|
30
|
1
|
7
|
4
|
15
|
0,5
|
23
|
1
|
31
|
0,5
|
8
|
0,5
|
16
|
1
|
24
|
0,5
|
32
|
2
|
Фактически фирма оказывает услуги № 2, 6,
10,13, 14, 22, 28.
Определить уровень логистического
обслуживания.
Уровень логистического обслуживания можно
определить по следующей формуле:
,
где N – количество услуг, которое
теоретически может быть оказано;
h - фактическое количество оказываемых услуг;
ti – время выполнения i-той
услуги.
1.
Рассчитаем время, необходимое для
выполнения всего объема услуг:
2.
Рассчитаем время, необходимое для
выполнения услуг, предоставляемой фирмой:
3.
Рассчитаем уровень логистического
сервиса:
h=8,5/49,9*100=17%
Ответ: уровень логистического обслуживания составляет 17%.
Задание
4
Исходные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2. Координаты и грузооборот
магазинов.
№ магазина
|
Координаты магазина
|
Грузооборот магазина, тонн в месяц
|
Х
|
У
|
1
|
90
|
55
|
35
|
2
|
20
|
65
|
40
|
3
|
35
|
35
|
10
|
4
|
90
|
10
|
25
|
5
|
10
|
30
|
40
|
6
|
55
|
20
|
40
|
7
|
90
|
25
|
65
|
8
|
15
|
40
|
50
|
Необходимо найти место для расположения
распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков.
Найдем координаты центра тяжести грузовых
потоков (Хсклад, Усклад), то есть точки, в которой может
быть размещен распределительный склад:
1. Залманова М.Е. Логистика:
Учебное пособие. – Саратов: СГТУ, 2005. – 168 с.
2. Неруш Ю.М. Коммерческая
логистика. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
3. Русалева Л.Ю. Основы
логистики: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001
4. Коммерческая логистика.
Методические указания к семинарским и практическим занятиям. – Новосибирск:
СибУПК, 1997. – 55 с.
5. Рынок и логистика/Подред.
М.П. Гордона. – М.: Экономика, 2002. – 144 с.