Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биология
· Геология
· Зоология
· Коммуникации и связь
· Бухучет управленчучет
· Водоснабжение   водоотведение
· Детали машин
· Инновационный   менеджмент
· Качество упр-е   качеством
· Маркетинг
· Математика
· Мировая экономика МЭО
· Политология
· Реклама и PR
· САПР
· Биология и химия
· Животные
· Литература   языковедение
· Менеджмент
· Не Российское   законодательство
· Нотариат
· Информатика
· Исторические личности
· Кибернетика
· Коммуникация и связь
· Косметология
· Криминалистика
· Криминология
· Наука и техника
· Кулинария
· Культурология
· Логика
· Логистика
· Международное   публичное право
· Международное частное   право
· Международные   отношения
· Культура и искусства
· Металлургия
· Муниципальноое право
· Налогообложение
· Оккультизм и уфология
· Педагогика


Сочинение: Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

Сочинение: Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

Проблема истинного и ложного гуманизма

по пьесе Горького "На дне"

В ряду первых рассказов М.Горький показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, "свинцовые мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась наиболее сильным произведением о "бывших людях", ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала.

В сыром подвале, "похожем на пещеру", в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования.

Чахоточная Анна говорит о том, что "всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила". У этих несчастных "обитателей дна" отнято все: честь,человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь.

Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:

"Работы нет... Силы нет.Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот она правда!"

И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: "Кожу сдеру, а вылезу", хочет начать новую,здоровую жизнь Васька Пепел, искренно верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.

Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который,видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить

страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассиивносострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека:

для него все люди ничтожны, слабы,мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. "Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха",- говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Против вредоносной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: "Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ей... Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека".

В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть,... не унижать его жалостью,... уважать надо!" Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку,поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы!

"Человек свободен. Человек - вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!"

Пьеса имела огромный успех, потому что "принималась как пьеса-буревестник,которая предвещала грядущую бурю и к буре звала".






Информация 






© Центральная Научная Библиотека