Часть 2. Глава 3 | «« Назад |  Оглавление |  Вперед »»

Немного о метрологии.

Рабочая документация (рабочие чертежи)

Рабочая документация (РД) обычно переплетается отдельно от ОПЗ. При разработке РД следует учитывать, что этими документами будут руководствоваться рабочие при выполнении строительно-монтажных работ. Поэтому не следует включать в РД неоднозначные или вариантные решения – рабочий, в отличие от инженера, не должен принимать самостоятельных решений по существу устройства объекта.

Каждая книга РД предваряется разделом "Общие данные" (ОД) или "Общие указания", в котором проектировщик поясняет порядок, способ и технологию производства работ, выполнение которых предусмотрено в данной книге РД. По сути своей, ОД является инструкцией по монтажу. Кстати, ОД иногда так и называют: "Указания по монтажу".

Основные документы, входящие в состав РД, это рабочие чертежи и спецификации к ним, то есть перечни оборудования и материалов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ. Нет никакого смысла "раздувать" объем РД за счет копий сертификатов соответствия, ИРД и прочих документов, которые не содержат информацию, необходимую для непосредственного выполнения работ.

Важнейшим условием приемлемости рабочего чертежа является указание так называемых "привязок", то есть расстояний от проектируемых элементов объекта до существующих конструкций либо географических координат, что позволяет однозначно и точно определить места установки оборудования, прокладки кабелей и т.п., а также объем соответствующих работ. При этом не допускается использование в качестве точек привязки различного рода временных конструкций, которые могут быть перенесены в другое место или вовсе демонтированы. Например, на плане трассы прокладки кабеля в существующем здании должны быть нанесены расстояния до несущих конструкций данного здания (колонн, несущих стен и т.п.). Все расстояния на строительных чертежах указываются в метрах (а не в миллиметрах, как это принято в единой системе конструкторской документации).

В качестве привязки также может указываться номер и расположение кабельного канала или консоли, а также ссылочный номер аппаратной стойки (стойкоместа), номер юнита в аппаратном шкафу и т.д. Главное, чтобы место нахождения проектируемого оборудования было определено однозначным образом.

Рабочие чертежи электроснабжения проектируемого оборудования выполняются согласно ПУЭ. Как правило, в состав этого раздела РД входит однолинейная схема с расчетом токов и потерь в проводах и кабелях, токов срабатывания и уставок автоматов защиты, а также планы трасс прокладки кабелей электропитания и заземления. Рабочие чертежи электрического освещения выполняются на основании расчетов освещенности рабочих мест.

Оформление рабочей документации традиционно выполняется в соответствии с требованиями ЕСПД (единая система проектной документации). Разумеется, с принятием ФЗ "О техническом регулировании", требования ЕСПД утратили обязательный характер, однако "явно нестандартное" оформление привлекает столь пристальное внимание контролирующих государственных органов, что затрудняет, или делает невозможным согласование и утверждение проектной документации.

Итак, в состав РД обычно включаются следующие документы:

  • лист "состав проекта";
  • Общие данные (Указания по монтажу);
  • Рабочие чертежи (схемы, планы, конструкции);
  • Спецификации оборудования и материалов.

Сметная документация (сметная часть)

Сметная часть комплекта проектной документации определяет подробный состав, количество и стоимость оборудования, расходных материалов и строительно-монтажных работ, необходимых для создания объекта. Сметная часть состоит из локальных и сводных (объектовых) смет, форма которых определяется СНиП. Надо отметить, что данные сметной части используются при составлении отчетной документации в процессе строительства: актов сдачи-приемки работ по ф. КС-2 ("процентовки"), справок КС-3, актов КС-14 и КС-11. При этом акты по форме КС-2 почти полностью повторяют формы локальных смет, а остальные формы содержат итоговые данные сводного сметного расчета в части стоимости работ, расходных материалов и оборудования.

Для разработки сметной части используются следующие данные:

  • текущая стоимость оборудования, расценки на которое не утверждены СНиП (активное каналообразующее и коммутационное оборудование и т.д.). Для оценки текущих цен используются прайс-листы поставщиков или опросные листы, заполненные поставщиками соответствующей аппаратуры;
  • перечень и объем строительно-монтажных работ по данным рабочей документации;
  • технологические карты строительно-монтажных работ, нормы потребности в расходных материалах, амортизации машин и механизмов, трудозатраты;
  • единичные расценки на производство работ с учетом стоимости расходных материалов и трудозатрат;

Технологические карты и единичные расценки утверждаются Госстроем РФ в форме СНиП и обладают статусом нормативно-технического документа, а в случае их государственной регистрации в Минюсте, то и юридической силой нормативного правового акта, обязательного для исполнения всеми участниками правоотношений в области строительства. В настоящее время разработка сметной документации осуществляется в соответствии с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН), сборники которых постепенно издает Госстрой России. ГЭСН включает в себя всю информацию, необходимую для разработки сметной документации. Основная проблема состоит в том, что Госстрой пока не принял ГЭСН в полном объеме, поэтому некоторые виды работ приходится "осмечивать" по устаревшим сборникам, в том числе 1984 г. издания. Достоверность сметных расчетов, разумеется, оказывается весьма относительной…

Результатом разработки сметной документации является расчет себестоимости создания объекта в условных ценах, а также соотношения между стоимостями отдельных работ с учетом расходных материалов, трудозатрат, амортизации строительных машин и механизмов. Иначе говоря, образуется "экономически обоснованная база для определения договорной цены строительных работ, оборудования и расходных материалов. При этом цены в сметах так и указываются в условных ценах с пометкой, например "в ценах 1991 г.". Фактическая договорная цена определяется исходя из текущего коэффициента пересчета цен (устанавливается Госстроем РФ), а также различных коэффициентов, устанавливаемых по соглашению с строительной организацией. При этом основным коэффициентом, определение которого часто осуществляется на конкурсной основе, является коэффициент рентабельности строительно-монтажной организации.

В заключение заметим, что наличие сметной части вовсе не является непременным условием положительного заключения государственной экспертизы и приемлемости проектной документации в целом для создания объекта. Заказчик вправе не поручать проектной организации разработку сметной документации (это может сделать и строительно-монтажная организация), однако в таком случае в задании на проектирование необходимо прямо указать: "сметную часть не разрабатывать".

Согласование проектной документации

Согласование проектной документации часто оказывается более сложной задачей, нежели сам процесс разработки и оформления проекта. Хитросплетения политических и экономических интересов, законодательная неопределенность, а часто и просто неприкрытая коррупция – все это самым негативным образом сказывается на процессе согласования ПСД. К сожалению, никаких позитивных тенденций пока даже не просматривается…

Согласно отмененному, но по-прежнему актуальному СНиП 11.01-95, проектная документация подлежит согласованию с "заинтересованными организациями". К сожалению, законодательство не определяет критерий этой самой "заинтересованности", однако едва ли имеет смысл запрашивать, в общем случае, согласования таких организаций, как ООН, НАТО или государство Ватикан… а также Президента Российской Федерации.

Необходимость согласования проектной документации следует из предусмотренной Гражданским кодексом обязанности проектировщика обеспечить беспрепятственное выполнение работ по созданию и эксплуатации проектируемого объекта. Сущность согласования состоит в письменном подтверждении согласующей организацией следующих юридических фактов:

  1. Соответствие проектируемого объекта правилам и требованиям, установленным данной организацией либо надзор за соблюдением которых поручен данной организации;
  2. Согласие на предоставление заказчику проектной документации права использования имущества, принадлежащего согласующей организации, для создания и эксплуатации создаваемого объекта. При этом, разумеется, ограничиваются права согласующей организации на свободное использование соответствующего имущества в части обеспечения интересов владельцев создаваемого объекта.

Таким образом, согласующие организации можно разделить на два класса:

  • публично-правовые (организации, обязательность согласования с которыми напрямую вытекает из законодательных актов);
  • гражданско-правовые (организации, обязательность согласования с которыми следует из их гражданского права свободного владения, пользования и распоряжения имуществом включая принадлежащие им объекты недвижимости).

В качестве примера публично-правовых согласований можно привести обязательность согласования проекта электроустановок с органами государственного энергетического надзора, проекта охранно-пожарной сигнализации и (или) огнезащиты – с органами государственной противопожарной службы и т.д. Основной целью публично-правового согласования является подтверждение соответствия проектируемого объекта установленным нормативным правовым и нормативным техническим актам. Фактически публично-правовое согласование защищает общественные права и интересы, которые могут быть затронуты в процессе строительства и эксплуатации проектируемого объекта, что, собственно, и является главнейшей задачей государства.

Особенностью публично-правового согласования является недопустимость отказа в согласовании по собственному усмотрению, то есть уполномоченный государственный орган имеет право отказать в согласовании только по мотивам нарушения требований обязательных нормативных или ненормативных актов, никоим образом не вдаваясь в вопросы целесообразности самого создания объекта или предложенных технических решений. Другой особенностью публично-правового согласования является специальность компетенции согласующего органа, иными словами, пожарник не вправе выдвигать функциональные требования по использованию радиочастотного спектра, а Энергонадзор не вправе требовать покрытия кабелей огнезащитной пастой.

Примером гражданско-правовых согласований могут служить согласования проектов размещения узлов связи с владельцами соответствующих зданий, проектов прокладки кабелей с владельцами кабельно-канализационных сооружений, проектов устройства кабельно-канализационных сооружений с владельцами соответствующих земельных участков и т.д. С юридической точки зрения гражданско-правовое согласование можно рассматривать как своеобразную форму одностороннего договора, условиями которого являются условия согласования, а также оплата услуг согласующей организации.

В отличие от публично-правового согласования, гражданско-правовое согласование может предусматривать выполнение различных технических и организационных мероприятий по усмотрению согласующей организации. Кроме того, принцип свободы договора, зафиксированный Гражданским кодексом, по общему правилу предоставляет согласующей организации право отказать в согласовании проектной документации без объяснения причин. Разумеется, закон может предусматривать и обычно предусматривает специальное ограничение свободы усмотрения согласующих организаций в области согласования проектной документации.

В частности, ст. 6 ЗоС предоставляет организациям связи право создания линейных сооружений на территории различных объектов независимо от форм собственности. Однако, в части, прямо не урегулированной действующим законодательством, свобода усмотрения гражданско-правовых согласующих организаций сохраняется как в части права отказа в согласовании, так и в части условий согласования включая возложение на заказчика объекта обязанности по оплате услуг по согласованию и (или) установлению условий договоров на размещение проектируемого объекта на соответствующей территории.

Необходимость согласования проектной документации также ограничена п. 4 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1008). Согласно данному документу, проектная документация, разработанная в соответствии с техническими условиями и иными исходными данными, не подлежит согласованию с организациями, выдавшими их, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Заметим, что исключения могут быть предусмотрены только федеральным законодательством, а не законодательством субъектов РФ. Таким образом, следует по возможности избегать включения в технические условия пунктов о необходимости специального согласования проектной документации после ее разработки, поскольку отсутствие этого требования означает, что проектную документацию с данной организацией согласовывать не обязательно.

Согласование проектной документации осуществляется тремя способами:

  1. Проставлением штампа или надписи с текстом условий согласования на листе согласований рабочего проекта. При этом проектная документация считается согласованной в полном объеме в пределах компетенции соответствующей согласующей инстанции;
  2. Проставлением штампа или надписи с текстом согласования на листе рабочей документации. При этом согласованной считается часть рабочей документации, относящаяся к листу, на котором проставлено согласование. Например, согласование проектов устройства кабельных линий обычно производится на первом чертеже рабочего проекта.
  3. Согласование письмом согласующей организации в адрес заказчика объекта или проектной организации. Проектная документация считается согласованной в пределах компетенции соответствующей согласующей организации на условиях, указанных в письме.

Часть 2. Глава 3 | «« Назад |  Оглавление |  Вперед »»